Российский президент подписал очередной антикоррупционный указ, который должен помочь очистить российскую власть от чиновников, утаивающих источники доходов и нечестно накопленные богатства
Пресс-служба Президента России
Российский президент подписал очередной антикоррупционный указ, который должен помочь очистить российскую власть от чиновников, утаивающих источники доходов и нечестно накопленные богатства. Если в предыдущих документах в список лиц, обязанных декларировать зарубежное имущество, входили высокопоставленные чиновники и сотрудники госкорпораций, а также кандидаты в таковые, то теперь отчитываться о заграничных благах должны будут те, кого избирают - вплоть до президента. И в новом указе есть один примечательный момент: информацию готовы получать в том числе из-за границы.

Президентский указ "О проверке достоверности сведений об имуществе за пределами РФ..." был подписан 6 июня. Согласно документу, проверка деклараций о зарубежном имуществе будет осуществляться в отношении кандидатов на выборные должности в федеральные и региональные органы власти и местного самоуправления - президента, депутатов Госдумы, губернаторов, глав муниципальных районов и городских поселений - а также их супругов и несовершеннолетних детей.

Инициировать проверки смогут российские правоохранители, политические партии, СМИ, организации - все, кому представленная в декларации кандидата информация покажется подозрительной либо неполной. Исключение составляют анонимные обращения. Что имеется в виду, в тексте указа не разъясняется, но можно предположить, что, как и в случае другими антикоррупционными указами, анонимными будут считаться в том числе разоблачения блоггеров.

Мнения разделились. "Банковская тайна - вчерашний день"...

Зато высказывать сомнения о достоверности декларационных данных смогут иностранные организации и зарубежные банки, говорится в п.3 п.п.а положения, утверждаемого соответствующим указом. Но здесь есть нюансы: неясно, найдутся ли среди зарубежных организаций желающие "сдать" нечистых на руку кандидатов в российские чиновники.

Мнения экспертов по этому поводу разделились. "Антиотмывочные нормы", в том числе акты FATF (международной Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег), сделали банки другими: это раньше от них трудно было получить информацию о клиентах, а теперь они сами охотно делятся ею, в том числе и по собственной инициативе, банковская тайна - вчерашний день, заявил "Ведомостям" старший партнер "Пепеляев групп" Иван Хаменушко.

Замисполнительного директора "Голоса" Григорий Мельконьянц с таким утверждением согласен лишь частично: в цивилизованных странах частная информация находится под защитой, но в политических целях могут быть использованы организации и банки из дружественных России, живущих еще не совсем в соответствии с нормами права стран.

Возможно, иностранные банки будут сообщать информацию о кандидатах по запросам российских правоохранительных органов, иначе могут быть обвинены в утаивании информации о клиентах-коррупционерах, что не в политическом тренде, считает президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов.

Здесь возникает другая сложность - в указе не прописан механизм, с помощью которого информация о кандидатах будет получаться от иностранных организаций. В документе сказано, что они могут сами подать сигнал о недобросовестном российском вкладчике. Однако если подобных инициатив не последует, то неясно, как получить от зарубежного банка информацию, если проверку инициирует кто-то другой.

Альтернативное мнение: "грязные" российские деньги важнее политики

Глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает, что зарубежные банки и организации не станут "сдавать" нечестных российских вкладчиков - они заинтересованы в хранении "грязных" российских денег. Потому что их много, кроме того, россияне покупают дорогую недвижимость, платят налог с покупки и затем платят налог на роскошь, перечисляет эксперт.

С ним согласен депутат Госдумы Илья Пономарев. По его мнению, норма прописана для галочки: компании и банки вряд ли будут добровольно выдавать своих клиентов, как бы они ни относились к российскому режиму.