"Коррупция существовала еще в царской России. При Сталине, кстати, коррупции не было, она расцвела пышным цветом лишь в последние годы советской власти - вспомните громкие судебные процессы накануне перестройки. Потом наступили лихие 90-е годы. В 90-е годы коррупции тоже не было - вместо нее был воровской беспредел, открытый грабеж. Воровали миллиардами, заводами, отраслями... Сегодня мы снова вернулись к "нормальной", "цивилизованной", - заявил Говорухин в интервью газете "Труд".
- Борьба с коррупцией по-нижегородски: 90-летнюю блокадницу схватили за взятки продуктами
Глава путинского штаба напомнил, что коррупция - не только российская проблема, она есть в Италии, в США и в Китае - "там за это, правда, расстреливают". "Нам она присуща в большей степени, чем этим странам, но мы же, повторюсь, выползаем из страшного воровского беспредела. В одну минуту от этого порока избавиться нельзя", - полагает режиссер.
Однако претензии к правоохранительным органам и законодательной власти у Говорухина все же есть. По его мнению, у осужденного по коррупционной статье следует конфисковывать имущество. "Многие законы были приняты еще до Путина. Так что ему, Государственной Думе предстоит многие законы переписать заново", - сказал Говорухин.
То, что с коррупционерами наши правоохранительные органы обращаются довольно снисходительно, подтверждает и генеральный прокурор Юрий Чайка. Но дело не в мягкосердечии, а в том, что коррупция у нас "мелкая".
"Наиболее распространенным видом наказания за преступления коррупционной направленности является лишение свободы условно. Такая мера в истекшем году определена 54,3% осужденных за преступления этой категории", - цитирует ИТАР-ТАСС генпрокурора, давшего интервью журналу "Прокурор".
По словам Чайки, часто к ответственности привлекаются мелкие взяточники: чиновники низшего уровня, сотрудники различных регистрационных и контрольных органов, учебных, медицинских учреждений, сельскохозяйственных и коммерческих предприятий.
"Реальное лишение свободы судами назначено 14,7% осужденных, как правило, за тяжкие и особо тяжкие преступления, такие как получение взятки в крупном или особо крупном размере, мошенничество с использованием служебного положения и так далее. Примерно треть - 29,2% - осуждены к штрафам", - добавил прокурор.
Он напомнил, что после того, как в мае прошлого года по инициативе президента России были приняты изменения в Уголовный кодекс РФ, установившие суммы штрафа, кратные размеру взятки или коммерческого подкупа (сумма штрафа может доходить до 500 млн рублей), количество лиц, которых приговаривают к штрафам, постепенно увеличивается.
По мнению Чайки, крупные штрафы - это наиболее действенное для коррупционеров наказание, способное "поумерить их аппетиты". "Самое главное, на мой взгляд, не жесткость, а неотвратимость наказания", - заключил генпрокурор.