По данным ФОМ, в январе президенту Медведеву доверяли 62% граждан, а к 1 августа таких людей осталось только 52%. Так низко поддержка президента опускалась только в 2008 году, когда начался экономический кризис. Премьер-министру доверяют 61% опрошенных, столько же, сколько в июне. Последний раз так низко поддержка Путина опускалась в 2006 году. В январе премьеру доверяли 69% опрошенных, пишут "Ведомости".
ВЦИОМ свидетельствует о той же тенденции: рейтинг доверия к Медведеву упал с 44 до 39%, а к Путину - с 53 до 47%. По данным "Левада-центра", число доверяющих президенту снизилось только с 39 до 38%, а доверяющих премьеру - с 48 до 44%.
- СМИ: власть борется не с пожарами, а с негативными эффектами от них
Рейтинги премьера и президента за полтора года могут опуститься до 40%, несмотря на лояльное телевидение, полагает ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов. По его словам, в обществе есть моральная усталость от Путина, зреет протестный потенциал. И это при том, что на рейтингах еще не сказался эффект от пожаров, однако он сильно ударит по ним.
В августе уровень поддержки власти, несомненно, снизится, признает советник первого замруководителя администрации президента Глеб Павловский. По его словам, пожары застали руководство страны врасплох, вертикаль власти оказалась негодной именно в той ситуации, которую считала для себя эмблемной. "Это признак истощения системы руководства", - констатирует он.
Между тем по мнению замруководителя исполкома "Единой России" Алексея Чадаева, обвала рейтингов первых лиц и партии не будет, люди в критической ситуации сплотятся вокруг нее. По мнению президента ФОМ Александра Ослона, нынешнее снижение рейтингов доверия можно объяснить жарой, испортившей настроение граждан.
СМИ: власть борется не с пожарами, а с негативными эффектами от них
Выпестованная правящей элитой властная вертикаль оказалась малоэффективной перед лицом огненной стихии. В нестандартных ситуациях эта система управления страной демонстрирует неповоротливость и безынициативность, нуждается в ручном управлении, отмечает "Независимая газета".
По мнению издания, вертикаль как метод управления заточена не на профилактику проблем, а на устранение их негативных эффектов для самой власти. Сам Путин в сложившейся экстремальной ситуации демонстрирует огромный политический опыт. Поле его деятельности - психология восприятия власти, и он хорошо понимает, на какие рычаги должен нажать. Всего таких рычагов три.
Во-первых, власть должна быть персонифицированной. Власть должна быть личностью, а не механизмом. Путин с его политическим капиталом становится такой личностью.
Во-вторых, власть должна стать близкой, вездесущей. Спрос на прежний образ "лидера, который везде поспел" по-прежнему в цене. Путин актуализирует его, посещая пострадавшие от стихии области и говоря о камерах слежения и трех мониторах. На "массы" это производит впечатление.
В-третьих, власть должна своевременно отождествить себя с теми, кто может и должен предъявить претензии, а не с теми, кому эти претензии предъявляются. Показательна беседа Путина с воронежским губернатором Алексеем Гордеевым, во время которой премьер заявил, что "у чиновников деньги на строительство огромных домов взялись неизвестно откуда". Эти чиновники - часть системы, часть вертикали. Но Путин одной ремаркой обозначает, что он не с ними, а с народом.
В этом одна из главных причин устойчивости вертикали. В критический момент власть в лице Путина не вступает в двусторонний диалог с эмоциями пострадавших, а пытается стать воплощением этих эмоций. Как итог: в глазах пострадавших Путин - не просто большой начальник из Москвы. В результате пожары такой системе не страшны, считает "НГ".