Как напоминает "Российская газета", подумать о разработке Федерального закона "О Конституционном собрании" президент Дмитрий Медведев в числе других инициатив поручил своей администрации пятого марта. Поручение родилось после его встречи с лидерами внесистемной оппозиции.
Судя по шагам, которые Медведев предпринимает в последние месяцы своего президентского срока, он желает оставить о себе впечатление как о реформаторе и либерале. Но в результате может запомниться другим - автором бесконечного числа поручений, предполагает Slon.ru.
- Зачем вообще нужен закон о Конституционном собрании
О решении рабочей группы глава кремлевской администрации Иванов лаконично объявил журналистам в понедельник: "Рабочая группа признала нецелесообразным. В поручении президента не говорилось о создании закона. Речь шла о том, чтобы проработать вопрос. Проработали и приняли решение", - цитирует его РИА "Новости".
Тем же вечером высокопоставленный источник в Кремле пояснил "Интерфаксу", что подготовка законопроекта о созыве Конституционного собрания признана нецелесообразной, так как в настоящее время нет предпосылок для внесения изменений в Основной закон.
Он указал, что собрание может быть созвано только в том случае, если инициируется пересмотр положений 1, 2 и 9 статей Конституции РФ ("Основы конституционного строя", "Права и свободы человека и гражданина", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции"). Таких предложений в Госдуму не поступало, сообщил источник.
Он также напомнил, что законопроект, регламентирующий процедуру созыва Конституционного собрания, уже вносился в Госдуму несколько лет назад и по-прежнему находится в нижней палате парламента. "Коммерсант" уточняет, что сейчас в статусе "на рассмотрении" в Думе остаются два законопроекта. Первый был внесен 30 июня 2000 года депутатами всех фракций (в частности, Вячеславом Володиным, Еленой Мизулиной и Борисом Надеждиным), второй - восьмого сентября 2000 года депутатом-правозащитником Сергеем Ковалевым.
Slon.ru отмечает, что вопрос о необходимости Конституционного собрания и, как следствие, переписывании Конституции, давно обсуждают коммунисты. В Думу вносилось несколько законопроектов, а недавно идею "поменять Конституцию" поддержала и "Справедливая Россия". И вот на февральской встрече с Медведевым координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов, "оказавшись достойным наследником КПРФ", снова поднял вопрос о разработке закона.
"Историческая" встреча несистемщиков с президентом состоялась на волне многотысячных московских протестов, и Медведев, выслушав предложения оппозиционеров, поручил "проработать" все - от Конституционного собрания до законности приговоров лицам, которых оппозиция и правозащитники называют "политзаключенными". Последние, кстати, Генпрокуратура уже "проработала": решила, что все, кроме нацболки Таисии Осиповой, получившей суровый срок за наркотики, осуждены "безупречно".
Медведев почти родил "порученческое право"
Сергей Иванов, объявляя о нецелесообразности разработки закона о Конституционном собрании, уточнил, что президентское поручение касалось исключительно проработки вопроса, а не написания законопроекта. А Slon.ru отмечает, что его бюрократическая фраза "Проработали и приняли решение" вообще очень характерна для президентского срока Медведева. И действительно, если вдуматься, то получается почти театр абсурда.
Уходящий глава государства бесконечно раздавал поручения. "Что-то сгорело - поручение разобраться, кто-то сидит - поручение изучить дело, что-то не работает в стране - поручение изучить вопрос, почему не работает. В какой-то момент поручений стало так много, а исполнялись они так тускло, что президент выпустил отдельно поручение о контроле над исполнением поручений", - пишет автор статьи.
"Это стало универсальным инструментом "решения" любой проблемы: президент не может давить на суд, но может дать поручение изучить дело, президент не может раскрыть убийство, но может дать поручение доложить о деле лично себе, не может сам построить инноград - но может дать поручение о контроле над работами, - продолжает журналист сайта. - Ответственный президент, отважно сражающийся с неповоротливой системой неработающих чиновников, почти родил "порученческое право", по аналогии с "указным правом" Ельцина".
Далее в статье перечисляется, в какой стадии находятся некоторые наиболее громкие президентские "поручения": "МФЦ (Международный финансовый центр) строится с трудом, Москва тяжело расширяется, чиновников из советов директоров высаживали туго, "газеты и пароходы" местные власти так и не продали, Химкинский лес вырубается как вырубался, дело Ходорковского на том же месте, где было, а дело Олега Кашина, может, и раскрыто, но об этом никто не знает".
Зачем вообще нужен закон о Конституционном собрании
Теперь вот проработку закона о Конституционном собрании признали нецелесообразным, причем выглядит это как "президент против нормы, предусмотренной Конституцией". Дело в том, что в Основном законе статья о Конституционном собрании присутствует, но до сих пор нет федерального закона, который бы описывал, как и по каким принципам это собрание формируется.
С одной стороны, это можно считать пробелом в законодательстве, пишет "Российская газета". С другой, это оберегает те положения Основного закона, которые гарантируют незыблемость прав граждан, описанных как раз во второй главе Конституции. Например, права частной собственности, права на социальное обеспечение, права на жилище. Всего у граждан России 68 прав. Фактически никакие политические силы и никакая политическая ситуация не могут переписать концепцию социального государства и социальных прав граждан.
Последнее в качестве аргумента приводится многими экспертами, включая тех, кто в начале 1990-х писал действующую Конституцию. И даже те, кто считает необходимым изменить баланс полномочий между президентом и парламентом, признают, что для этого не надо созывать Конституционное собрание, продолжает издание. Достаточно, чтобы парламент принял закон о поправках в Конституцию, который одобрят две трети регионов, как это было в 2008 году в случае с изменением сроков полномочий президента и парламента.
Конституционное собрание является представительным органом, который созывается в случае, если три пятых членов Федерального Собрания (обеих палат парламента) поддерживают предложение о пересмотре положений 1, 2 и 9 глав Конституции. Собрание вправе либо подтвердить неизменность Основного закона, либо разработать новый. Если он принимается двумя третями голосов собрания, то выносится на референдум.
При проведении всенародного голосования конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Явка избирателей должна быть более 50%.
Подобие Конституционного собрания созывалось в России только один раз. В 1993 году президент Борис Ельцин собрал Конституционное совещание. Его сформировали из представителей федеральных и региональных органов власти, делегатов политических партий, общественных организаций и религиозных конфессий. Из-под их пера фактически и вышла та Конституция, по которой Россия живет с 1993 года. Они же и внесли в Основной закон статью о Конституционном собрании.