Как и обещал глава государства, переговоры начнутся сразу после оглашения официальных результатов выборов. Однако формирование коалиции затягивается. Президентская команда фактически стала политическим заложником БЮТ - своего главного конкурента в стане "оранжевых". Как пишет "Независимая газета", через три недели после парламентских выборов на Украине выяснилось, что единственным их победителем фактически стала Юлия Тимошенко.
Во-первых, только ее блок (БЮТ) получил равномерное количество голосов по всей Украине - первое или второе места, кроме отдельных городов юга и востока страны. По сути, это означает, что не Ющенко и не Янукович, а только Тимошенко может претендовать на роль общенационального лидера.
Во-вторых, Блок Тимошенко занял позицию, которая позволяет диктовать условия и Ющенко, и Януковичу: ни одна политическая сила не может сформировать парламентское большинство без БЮТ. А союз Ющенко с Януковичем на сегодня уже рассматривается как совершенно невозможный, поскольку он лишает обе полярные политические силы доверия избирателей. Это опасно для лидеров, каждый из которых собирается бороться за пост президента на выборах 2009 года.
Как пояснил один из идеологов БЮТ, шеф-редактор журнала "Политическая мысль" Владимир Полохало, соглашение между Ющенко и Януковичем означало бы переход Тимошенко в оппозицию. "БЮТ исключает союз старого и нового, потому что этот союз исключают 90% граждан Украины. Поэтому если Тимошенко вынуждена будет перейти в оппозицию, то вместе с ней оппозицией станут эти 90% украинского общества", - сказал он.
В создавшихся условиях Виктору Ющенко не остается ничего другого, кроме как договориться о сотрудничестве с Юлией Тимошенко, уступив ей пост премьер-министра. Показательно, что лидер БЮТ еще до выборов объяснила избирателям, что им придется голосовать именно за премьера с очень широкими (фактически президентскими) полномочиями. "Тренировка" 26 марта показала, что Тимошенко может успешно претендовать на роль главы государства.
Олесь Доний, руководитель украинского Центра исследований политических ценностей, заметил по этому поводу: "Можно сказать, что борьба идет уже не за премьерское место. Успех Юлии Тимошенко - это очень сильный задел на президентские выборы. А у нас даже после политических реформ президент остается основным политическим игроком. И пока Тимошенко не возьмет все, она не успокоится".
Президентом Украины впервые через четыре года может стать женщина
Уже после оранжевой революции выяснилось, что в тайное соглашение о коалиции был заложен пункт, согласно которому Ющенко обязался в случае своей победы назначить Тимошенко на пост премьер-министра. Тот же пункт закладывается сегодня в соглашения о реанимации оранжевой коалиции. Между тем Юлия Тимошенко, по сути, повторяет путь Виктора Ющенко к власти. Партия нынешнего президента на последних перед революцией парламентских выборах 2002 года одержала убедительную победу, хотя не смогла удержать преимущество и сформировать большинство. Ющенко, как и Тимошенко, много работал в системе власти Кучмы, переживая и периоды взаимопонимания, и удары президентской немилости.
При этом украинцы по-прежнему, независимо от фамилий, не любят власть, но с симпатией относятся к "обиженным революционерам" и "умеренным оппозиционерам". Эту роль Юлия Тимошенко освоила в совершенстве. Если она по итогам переговоров о создании парламентской коалиции получит пост премьер-министра, то, конечно, потеряет часть электората, но зато сконцентрирует в своих руках весь админресурс. Если же Виктор Ющенко не рискнет назначать свою давнюю соратницу-соперницу на премьерский пост, то получит в ее лице сильнейшего лидера оппозиции.
Между тем Юлия Тимошенко, отвечая на вопрос о своих премьерских амбициях, заявляет, что ей не предлагали отказаться от этого поста. "Со мной вообще никакие переговоры сейчас не ведут. Пусть те, кто выступает против того, чтобы я возглавила правительство, объяснят, почему они против меня, если за меня проголосовал народ", - сказала она в интервью "Известиям".
Она не верит в то, что на самом деле президент не хочет с ней объединяться, и всего лишь предпринял "отвлекающий маневр". "Президента убеждают, что я пойду против него на президентских выборах. Но я надежный партнер и умею работать в команде с Виктором Андреевичем. Я не плету интриги против Ющенко. Это не моя специализация, в интригах сильно окружение президента, а мы соблюдаем правила демократии", - говорит она.
"Я не думаю, что нас обманывают и ведут переговоры за нашей спиной с Партией регионов. Если меня захотят "кинуть", то тем самым "кинут" всю страну. С демократией такие "кидания" несовместимы", - добавила она. Вместе с тем она предупредила тех, кто советует Ющенко объединяться с Партией регионов, что это может стать их последним советом.
В любом случае Юлия Тимошенко останется основным конкурентом Ющенко и Януковича на следующих президентских выборах. В одном интервью в период "оранжевой революции" Тимошенко, размышляя о возможности участия в будущих президентских выборах, отметила: "Сейчас меня вполне удовлетворяет моя роль в команде Ющенко. Но как политику мне еще не так много лет. Я думаю, что еще многое в жизни успею". "Я с детства приучила себя быть лучшей во всем, что делаю", - сказала однажды Тимошенко, пишет газета.
Ход переговоров "оранжевых" комментируют лидеры ведущих украинских партий
"Я был уверен, что Ющенко не пойдет на коалицию с Януковичем, это означало бы ликвидацию политической силы под названием "Наша Украина". Я не женщина и не мог судить, почему президент так долго колебался, заключать ли альянс с Тимошенко. Хорошо, что в итоге Ющенко решил не идти на поводу у своих соратников и принял собственное решение", - говорит лидер Социалистической партии Александр Мороз.
Один из лидеров "Партии регионов" Тарас Чорновил сказал, что президент ошибается, если думает, что обойдется без победившей на выборах партии. "В конечном счете "оранжевая коалиция" окажется недееспособной, самораспустится, а "Наша Украина" будет проситься в альянс с Партией регионов и коммунистами", - сказал он.
Один из самых влиятельных лидеров блока "Наша Украина", известный политик и бизнесмен 40-летний Петр Порошенко, до сентября 2005 года занимавший должность секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины, считает, что главной ошибкой "оранжевых" был отказ от создания в 2005 году единой демократической партии, объединенной вокруг президента и его программы.
"Во время избирательной кампании БЮТ развязал против "Нашей Украины" агрессивную кампанию, построенную на неправде. Эта кампания началась с коррупционного скандала в сентябре 2005 года и закончилась обвинениями властей в создании транзитного сервера для искажения результатов подсчета голосов. "Наша Украина" не предпринимала эффективных действий по разоблачению этой лжи, что не могло не повлиять на результат выборов", - сказал Порошенко в интервью "Времени новостей".
В то же время он не считает ошибкой отставку кабинета министров в сентябре 2005 года. "Президент принял это решение по итогам неудачной экономической деятельности правительства. Если бы не этот шаг, следующему премьеру было бы гораздо сложнее выходить из экономического пике, ведь дефицит бюджета и инфляция стремительно нарастали", - говорит он.
Он заявил, что Юлия Тимошенко - гениальная актриса. "Увы, обвинения в адрес экс-премьера Тимошенко в популизме были совершенно справедливы. Она склонна к принятию решений, которые не учитывают реальных возможностей экономики и не способствуют ее развитию", - говорит он.
Кто на что претендует в будущем правительстве
Блок Юлии Тимошенко требует посты премьера, главы службы безопасности, министра внутренних дел, финансов, экономики, хочет курировать топливно-энергетический комплекс.
"Наша Украина" намерена оставить во главе правительства Юрия Еханурова, получить половину министерских портфелей, готова отдать оппозиции бюджетный комитет Верховной рады.
"Сегодня БЮТ переводит серьезные переговоры о создании коалиции в формат трудоустройства отдельных политиков. "Наша Украина" не намерена отвечать за ситуацию в экономике, которую спровоцирует такой политический подход. Лучше уж мы откажемся от должностей в правительстве", - говорит член партии Петр Порошенко.
На вопрос, поддерживает ли "Наша Украина" предложение закрепить за каждой "оранжевой" партией министерские должности пропорционально результатам выборов, он ответил: "Мы за то, чтобы выбирать профессионалов на каждую должность и не привязываться к квотному принципу".
В меморандуме Соцпартии и БЮТ есть положение, что из четырех силовиков президент назначает только министра обороны. Однако Порошенко возразил: "Силовики, как и руководитель Нацбанка, - фигуры, которые должны быть вне политики. Их кандидатуры должны предлагать не политические партии, а президент".
Социалистическая партия рассчитывает на пост спикера для своего лидера Александра Мороза и хотела бы оставить главой МВД Юрия Луценко.
"Партия регионов" в ходе предварительных переговоров требовала посты премьера, первого вице-премьера, вице-премьера, отвечающего за топливно-энергетический комплекс, глав парламентских комитетов по бюджету, финансам и банковской деятельности.
Новые координаты украинской политики: ограниченная президентская власть, более сильный парламент, требовательный электорат и исследовательские СМИ
С избранием нового парламента и выявившейся неизбежностью формирования коалиционного правительства украинская политическая культура раскрылась во всей полноте. По меркам нынешних норм постсоветского пространства, на Украине проявились два разительных феномена: полностью демократический выбор между полнокровными альтернативами и уверенный в себе электорат, способный быстро наказать и не так быстро принимать все на веру. По евроатлантическим нормам сегодняшнего дня все "критерии" были соблюдены. На этом основывается вердикт бывшего американского посла на Украине Карлоса Паскуаля: "Украина вошла в основное русло европейской политики".
Однако эти современные стандарты могут нас дезориентировать. Подлинный урок выборов 26 марта на Украине состоит в том, что Украина возвращается к самой себе: к своей традиции децентрализации, плюрализму, недоверию к власти и одновременно отвращению к абсолютизму и к свойствам и недостаткам, вытекающим из этого наследия: компромиссу, торгу, маневрированию, манипулированию и стремлению уклониться от четкого выбора.
"Новые" координаты украинской политики - ограниченная президентская власть, более сильный парламент, требовательный электорат и исследовательские СМИ – больше соответствуют старым обстоятельствам. И поэтому они вряд ли изменятся. В связи с этим никто не должен томиться в ожидании того, что в России и на Западе называют "ясным политическим курсом". Курс с присущими ему особенностями там появится, однако вряд ли он устроит технократов в Брюсселе и геополитиков в Кремле.
Российские раздумья должны исходить из посылки, которая уже стала неоспоримой: "Украина - это не Россия". Разочарование публики в Ющенко не рассеяло "оранжевый вирус". Скорее оно привело к перегруппировке оранжевых сил. В первом раунде выборов 2004 года, то есть задолго до разочаровывающего публику президентства Ющенко, за Виктора Януковича было отдано 36,31% голосов. 26 марта 2006 года он получил 32,1% голосов. В третьем раунде выборов 2004 года, когда Янукович представлял всех синих, он добился 43% голосов. 26 марта 2006 года общая численность всех синих, включая тех, кто не преодолел 3-процентный барьер, составила те же 43% (включая когда-то мощную Коммунистическую партию, получившую только 3,66%).
Первое, с чем придется смириться Кремлю, так это с осознанием того, что Партия регионов является не прирожденной партией власти на Украине, а явно региональной силой. Еще более трудным будет для него найти общий язык с политическими силами, составляющими большинство на Украине, - силами, которые не считают, что украинцы и русские – единый народ, а исходят из того, что это разные, хотя и близкородственные народы. Путь к взаимодействию с этими силами идет не через акцентирование "общей" истории и наследия, а через признание и уважение того, что делает Украину Украиной.
Как и Россия, Запад столкнется с ситуацией недостаточной определенности с присущими ей проявлениями непостоянства и противоречий. Несмотря на завоевание оранжевыми большинства мест в парламенте, на Украине сохранится ситуация недостаточной определенности, так как принадлежность к оранжевым не предопределяет единодушие по всем вопросам, кроме приверженности демократии. Ей не дано далее замаскировать отсутствие гармонии и доверия.
Западу предстоит не только тщательно продумать этот вопрос, но и прибегнуть к своему воображению. Элита Евросоюза в качестве ориентиров выдвигает такие принципы, как следование либеральной демократии, дерегулирование рынка, ведение бизнеса по правилам и финансовая стабильность. Однако нарождающееся украинское согласие может быть, с одной стороны, основано на принципах либеральной демократии, социальной справедливости, социального обеспечения, а с другой - будет в качестве побочного эффекта от всего названного отличаться отсутствием финансовой дисциплины, экономической неопределенностью и отсутствием доверия со стороны бизнеса.