Депутат от КПРФ Евгений Ступин рассказал, что на митингах в поддержку Навального были зафиксированы многочисленные случаи превышения должностных полномочий сотрудниками полиции, выразившееся в ничем не обоснованной жестокости по отношению к гражданам. В подтверждение своих слов коммунист привел случаи участников акций, у которых после задержания врачи диагностировали различные травмы.
Кроме того, Ступин сообщил, что полиция применяла физическую силу и к журналистам, работавшим на митингах. В частности, журналистка "Новой газеты" Елизавета Кирпанова получила удар дубинкой по голове. Также Ступин отметил, что условия перевозки задержанных участников акций были "пыточными".
В ответ на это руководитель столичного полицейского главка Олег Баранов заявил, что 23 и 31 января и 2 февраля московская полиция действовала в соответствии с действующим законом "О полиции". "Сотрудниками полиции применялась физическая сила, приемы самбо, спецсредства, которые нам разрешено применять в случае необходимости пресечения правонарушений и преступлений. Эти меры применяли к тем, кто совершал правонарушения и преступления на несанкционированной акции", - приводит слова Баранова ТАСС. Также он заявил, что информация об избиении журналистки "Новой газеты" не нашла подтверждения.
"С моей точки зрения, при проведении специальных мероприятий по задержанию граждан на несанкционированных акциях нарушений законодательства сотрудниками полиции допущено не было", - заявил глава ГУ МВД России по Москве. При этом он сообщил об 11 преступлениях в отношении сотрудников полиции, имевших место на акциях. Еще пять преступлений были совершены в отношении "простых граждан, которые имели противоположную точку зрения".
Баранов сообщил, что эти преступления были раскрыты в кратчайшие сроки и расследованы. "Лица, их совершившие, были установлены, задержаны и направлены в следственные подразделения СК", - сказал он. Расследование нескольких уголовных дел уже завершено, материалы направлены в суды.
Баранов также заявил о более чем 300 заявлениях о незаконном применении силы полицией, которые поступили после акций в Москве. Почти 130 материалов по итогам проверок были направлены в СК, по части заявлений граждане сами отказались от претензий, пишет РИА "Новости".
Баранов добавил, что из 319 заявлений 192 были соединены в связи с повторностью, а в некоторых случаях - "с затроенностью", когда граждане обращались в полицию сразу через несколько каналов - через сайт, по 02. По его словам, 127 материалов проверки были направлены в ГСУСК России по Москве после проведения внутренней проверки полиции, а оттуда - в Следственный комитет "для принятия решения".
"По оставшимся 65 материалам проверки 22 заявителя отказались писать заявления, пояснив, что травмы и какие-то повреждения они получили не от сотрудников полиции и не от сотрудников Росгвардии, а от неизвестных граждан, находившихся в гуще событий. 16 подали заявления об отсутствии претензий к сотрудникам полиции и впрямую пояснили, что "нас уговорили, различные люди граждан подать заявления и обратиться в правоохранительные органы в связи с тем, что якобы нами получены какие-то травмы или повреждения", - отметил Баранов. При этом в отношении 91 гражданина, обращавшегося с заявлением о нарушении закона полицейскими, составлены административные протоколы за участие в несанкционированной акции.
На протестные акции, прошедшие в конце января и начале февраля по всей России, власти ответили явными и масштабными репрессиями, в том числе обысками, массовыми административными арестами и возбуждением уголовных дел. Всего в связи с акциями в поддержку Навального были задержаны более 11 тысяч человек. Только в Москве за месяц свыше 1250 человек подверглись административному аресту за участие в протестах.
С многочисленными нарушениями и жестоким обращением столкнулись и сотни задержанных, отправленных отбывать административный арест в спецприемник в деревне Сахарово. Так, люди, задержанные на несогласованной акции в поддержку Навального 31 января, больше 40 часов находились без еды и воды. Кроме того, в спецприемнике не хватало мест в камерах, где были созданы "адские условия" для арестантов.
После того, как заключенные устроили митинг прямо в прогулочном дворике и кричали "Путин - вор!", а видеозапись этой "акции протеста" появилась в интернете, режим содержания стал еще более жестким. В спецприемник приехали следователи СК РФ, а арестантам стали угрожать дополнительным сроком административного ареста или уголовной статьей об оскорблении представителей власти.