На рассмотрении апелляции в Мосгорсуде Подкопаев отказался от ранее данных признательных показаний. Он заявил, что не признает вину и что в его действиях не было состава преступления, а была "самозащита гражданских прав". Подкопаев попросил суд изменить ему приговор на условный, как предлагала защита, и признать его невиновным.
Подкопаев также заявил отводы прокурору и судье. "Судьи России превращают процессы в уголовные процессы, так как они не применяют нормы материального и гражданского права", - зачитал подсудимый.
- Больше трети россиян считают несправедливыми приговоры по "московскому делу"
Судья Елена Лаврова отказала в отводах. После этого Подкопаев заявил о желании отказаться от участия в процессе адвоката Николая Фомина, и допустить к защите своего отца, "профессионального правозащитника". Судья удовлетворила это ходатайство. Также Мосгорсуд согласился допросить мать Подкопаева, в чем отказал суд первой инстанции.
Елена Подкопаева передала судье 165 подписей в поддержку Ивана от сотрудников библиотеки, где они оба работают. Она рассказала, что старший сын помогает ей воспитывать младшего 12-летнего ребенка. "Мое материнское сердце просит, чтобы вы отпустили моего ребеночка. То, что он признал вину, это характеризует его как совестливо человека... И то, что он сидел два месяца в местах лишения свободы, я считаю достаточным", - цитирует мать Подкопаева "Новая газета".
Адвокат Алексей Чернышев попросил приобщить квитанции о том, что Подкопаев перечислил по 15 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда потерпевшим - рядовому Росгвардии Дементьеву и младшему сержанту Мелкозерову, а также 10 тысяч рублей в благотворительный фонд "Подари жизнь", чтобы загладить "причиненный обществу ущерб". Документы приобщили.
В ходе прений сторон адвокат Чернышев объяснил позицию Подкопаева: он действовал исходя из ситуации, когда сотрудники полиции и Росгвардии, пресекая действия митингующих, "применили насилие, не адекватное ситуации", в связи с чем "Иван был вынужден защищаться". Адвокат напомнил о статье УК о "необходимой обороне", попросил отменить приговор Тверского суда и вынести новый, оправдательный.
Сам Подкопаев принес извинения сотрудникам Росгвардии, которые "выполняли преступный приказ", и попросил расценивать его действия как "защиту гражданских прав". По его словам, к особому рассмотрению дела (то есть к признанию вины) его склонил предыдущий защитник. Прокурор попросила оставить приговор в силе, но зачесть время, проведенное Подкопаевым в СИЗО, по схеме "день за полтора".
В своем последнем слове Подкопаев призвал продолжать "борьбу за свое будущее". Обратившись к соратникам, он сказал, что "власть паразитов уже показала свою слабость", и "надо довести дело до конца, чтобы наши потомки были счастливы, и не было стыдно смотреть им в глаза".
25-летний Иван Подкопаев был задержан 27 июля во время акции за допуск независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму. Он провел почти двое суток в ОВД, а 29 июля суд назначил ему 8 суток ареста. 31 июля Подкопаева вывезли из спецприемника, а на следующий день следователь СК сообщил, что тот задержан как подозреваемый по делу о "массовых беспорядках". Ему вменили участии в них (часть 2 статьи 212 УК), Подкопаев отказался признать вину. Согласно материалам дела, после задержания у Подкопаева в рюкзаке нашли плакат, нож, противогаз, флягу и молоток. Тогда Подкопаев заявил, что содержимое рюкзака предназначено для хозяйственных целей, а противогаз может понадобиться ему во время работы.
21 августа Подкопаеву предъявили окончательное обвинение по части 1 статьи 318 УК (применение насилие в отношении представителя власти). Следователи считают, что он распылил перцовый газ в сторону полицейских и росгвардейцев, двое из которых получили химический ожог глаз, не опасный для здоровья. После этого Подкопаев признал вину и попросил суд рассмотреть его дело в особом порядке, без исследования доказательств. Он объяснил, что ему пришлось распылить баллончик, чтобы остановить росгвардецев, которые давили на металлическое ограждение.