О задержании в Дагестане целой группировки смертниц Национальный антитеррористический комитет (НАК) России сообщил 12 июля. Из заявления НАК следовало, что спецслужбы получили информацию о том, что в Махачкале бандподпольем ведется подготовка к совершению терактов с использованием смертниц на территории центральной части России.
"В результате точных и своевременных действий подразделений ФСБ и МВД в одном из домов было задержано шесть женщин в возрасте от 15 до 29 лет и двое мужчин. Четыре из задержанных женщин являлись вдовами нейтрализованных ранее главарей бандитского подполья, две — ранее привлекались к уголовной ответственности за хранение оружия и числились без вести пропавшими",— говорилось в сообщении НАК.
Причем один из задержанных мужчин, как утверждали в НАК, подозревался в причастности к терактам, совершенным 29 марта в московском метро. Якобы он сопровождал смертниц, взорвавших себя на станциях "Лубянка" и "Парк культуры".
Во время обыска по адресу, где находились подозреваемые, были обнаружены и изъяты два пистолета Макарова, два пояса, "которые могут быть использованы для совершения теракта путем самоподрыва", "большое количество предметов для изменения внешности, религиозная литература о джихаде, записные книжки с номерами автомобилей сотрудников правоохранительных органов".
"Кроме того, у задержанных изъяты прощальные письма к родственникам, в которых выражается желание проститься с жизнью и даются наставления сестрам следовать по их пути",— уточнили в НАК. Следственный отдел управления ФСБ России по Дагестану возбудил в отношении задержанных уголовное дело по ч. 1 ст. 30 ("Приготовление к преступлению") и п. "а" ч. 2 ст. 205 ("Терроризм").
Дагестанские правозащитники в тот же день заявили о том, что НАК явно поторопился, объявив о предотвращенных терактах. Более того, выяснилось, что в ходе спецоперации в Махачкале задержали не восемь человек, а десять.
Четырех из них, Сакинат Саидову (вдова убитого в сентябре 2008 года амира Дагестана Ильгара Моллачиева), Айшу Макашарипову (сестра убитого в июле 2005 года лидера джамаата "Шариат" Расула Макашарипова), Зайнаб Магомедову и Фатиму Раджабову, отпустили через трое суток под поручительство руководителя общественной организации "Правозащита" Гюльнары Рустамовой.
Срок содержания под стражей еще шести задержанным — Патимат Нурмагомедовой, Мадине Гаджиевой, Гамзату Абдулаеву, Марату Шихшаидову, Залине Алиевой и Заире Акаевой — был продлен судом на 30 суток. Четверо из них, отсидев положенный срок, вышли под подписку о невыезде, и следствие оставило их в покое.
Обвинение же было предъявлено лишь Заире Акаевой (вдове Магомеда Исмаилова, убитого в ноябре 2009 года при нападении на начальника СОБРа Шапигуллу Алигаджиева) — в незаконном хранении оружия и Марату Шихшаидову — ему инкриминировали подготовку террористического акта (ст. 30 и 205 УК РФ). Да и то потому, что на его одежде экспертиза обнаружила следы гексогена (по сведениям источников "Коммерсанта" в правоохранительных органах, к взрывам в метро он оказался непричастен). Однако, по сведениям источников в ФСБ, следствие уже планирует переквалифицировать его обвинение на ст. 222 УК — "Незаконное хранение оружия".
О том, какое именно отношение обвиняемые имеют к найденному оружию и боеприпасам, адвокаты говорить не имели права — они дали подписку о неразглашении, поскольку в деле фигурирует ст. 205 УК РФ.
Судя по всему, из многочисленной группировки шахидок перед судом предстанут только Шихшаидов и Акаева. Последней недавно Советский райсуд Махачкалы продлил еще на два месяца срок содержания под стражей. Однако, по словам ее адвоката Махача Гучучалиева, за прошедший месяц не было проведено ни одного серьезного следственного действия.
"Оперативники намудрили, доложив как минимум о шести смертницах, двух поясах шахида и предсмертных записках,— прокомментировал дело господин Гучучалиев.— НАК объявил об этом на всю страну, а следователям пришлось расхлебывать это. Проблема в том, что для подобных обвинений не было абсолютно никаких оснований, и дело в отношении подозреваемых давно надо было прекратить".
В то же время в постановлении о продлении срока содержания под стражей судья Мадина Омарова цитирует ходатайство старшего следователя по особо важным делам следственного отдела УФСБ России по Дагестану. В нем по-прежнему утверждается, что "в рамках подготовки к совершению террористических актов членами НВФ были подготовлены несколько террористок-смертниц, которые вступили в незаконные вооруженные формирования и в течение месяца прошли соответствующую подготовку и психологическую обработку в составе бандгруппы Исрапила Валиджанова (Валиджанов, он же амир Хасан, является, по данным НАК, лидером "юждаговской группы", а также "командующим дагестанским фронтом и валием Дагестана") на базе в лесном массиве Дербентского района, откуда в начале июля 2010 года прибыли в Махачкалу, где скрываются на различных конспиративных квартирах и ожидают дальнейших указаний".
Далее следователь сообщал об обнаружении по месту проживания Заиры Акаевой в квартире многоэтажного дома по проспекту Акушинского двух пистолетов Макарова со снаряженными магазинами, пояса с тремя гранатами Ф-1 с запалами, 49 патронов калибра 9 мм, пояса-разгрузки, двух женских париков, "завещания Акаевой З. Б." и религиозной литературы. Аргументируя необходимость продления срока содержания обвиняемой под стражей, следователь указал среди прочих причин даже необходимость "установить местонахождение Валиджанова И. Г." и произвести с его участием следственные действия.
"Ни одного факта, хотя бы косвенно подтверждающего утверждения о подготовке в лагере смертниц, в деле нет,— сказал адвокат Гучучалиев.— Тем не менее судья не удосужилась даже спросить, на чем основаны подобные выводы".
В ближайшие недели, прогнозируют адвокаты, развалившееся "дело шахидок" дойдет до суда, и двум фигурантам придется отвечать лишь за незаконное хранение оружия.