Приговорив двух пилотов российской авиакомпании к 8,5 годам колонии "за контрабанду", Таджикистан, по оценке экспертов, дал России пощечину
РЕН ТВ
Приговорив двух пилотов российской авиакомпании к 8,5 годам колонии "за контрабанду", Таджикистан, по оценке экспертов, дал России пощечину. Источники в МИДе уверяют, что Москва полна решимости вызволить россиянина Владимира Садовничего и при необходимости "задействовать весь арсенал средств", кроме пока разве что военных. Перечисляя возможные меры, наблюдатели также поделились догадками, ради чего таджикские власти пошли на столь недружественный шаг и почему Россия вовремя не подняла шума.

"Мы получили чудовищный, несправедливый приговор, который могу охарактеризовать только как пощечину нашему государству", - заявил "Коммерсанту" глава комиссии Общественной палаты РФ по контролю деятельности правоохранительных органов и судебно-правовой системы Анатолий Кучерена.

"Беспредел полный, - поделился с "Комсомольской правдой" бывший летный директор "Аэрофлота" по международной линии Дмитрий Барилов. - Ну и поражает поведение наших государственных органов, в том числе Минтранса. Он должен был поднять шум первый еще восемь месяцев назад. Что-то там нечисто. Это правовой нонсенс".

"Это явный антироссийский выпад, на который надо ответить, - заявил депутат Госдумы от "Справедливой России" Геннадий Гудков. - Потому что если мы и дальше будем такое сносить, нас за людей считать не будут и будут плевать в лицо". Он также добавил: "У нас почему-то начинают защищать граждан России, если дело касается попавшего в историю чиновника. Про обычных трудяг и не вспоминают". Самые примечательные цитаты из прессы приводит сайт "Заголовки.ru".

Министр иностранных дел России Сергей Лавров уже второй день срочно добивается телефонного разговора со своим таджикским коллегой Хамрохоном Зарифи, сообщил в среду "Интерфаксу" источник в ведомстве. Однако таджикская сторона пока уходит от разговора. "Надеемся, что такой контакт все же состоится сегодня", - сказал дипломат.

Накануне МИД России назвал приговор "крайне суровым и политически ангажированным" и подчеркнул, что решение суда "не будет способствовать укреплению сложившихся между двумя странами отношений союзничества и стратегического партнерства".

При этом высокопоставленный источник в МИД объяснил нерасторопность российского посольства в Душанбе особенностями дипломатической работы. "Наша задача - вызволить этих людей, а не устраивать скандал. Поэтому мы не били во все колокола, а тихо действовали по своим каналам, чтобы никто не терял лицо", - сказал он "Коммерсанту".

Другой источник газеты на Смоленской площади добавил, что посольство получило информацию об аресте россиян спустя два месяца после их задержания. "По правилам таджики должны были уведомить посольство о задержании через три дня, еще в марте. Но наши дипломаты узнали об этом от представителя компании, который пришел к нам только в мае", - объяснил он.

Дипломаты при этом убеждают, что Москва предпримет необходимые контрмеры. "Там будет апелляция, другие процедуры, которые дают возможность отыграть назад. Мы пока не задействовали весь свой арсенал средств в общении с Душанбе, но теперь пустим их в ход, - заявил источник. - Разве что 201-ю дивизию (военная база РФ в Таджикистане - прим. ред.) пока поднимать не будем".

Чем может ответить Таджикистану Россия

Эксперты уверены: методов воздействия на Таджикистан у России хватает. Москва может увеличить пошлины на поставляемые туда нефтепродукты, потребовать взыскать долги за электроэнергию с Сангтудинской ГЭС-1 или даже ввести визовый режим и запретить денежные переводы в Таджикистан, благодаря которым таджикские гастарбайтеры кормят всю страну.

Однако использовать такие меры руководство РФ, судя по всему, не станет. "Такие вещи используют в последнюю очередь. Ведь запрет денежных переводов может привести Таджикистан к катастрофе, - пояснил изданию эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, напомнив, что отношения с Таджикистаном очень непростые, особенно в связи с идеей Евразийского союза, куда активно завлекают Душанбе.

Одной из самых реальных и наиболее действенных мер может стать введение жестких квот или даже визового режима на въезд для граждан Таджикистана, считают эксперты, опрошенные "Московским комсомольцем". Директор Института стран СНГ Константин Затулин отметил, что российское правительство может перекрыть все каналы помощи этой стране.

"Есть ощущение, что кто-то вовремя не придал этому делу особого значения, - заявил он. - Мне кажется, что у нас есть реальные возможности повлиять на власти Таджикистана, но почему-то этого не было сделано. Там сложилось впечатление, что российская сторона не будет сильно обеспокоена вынесенным вердиктом".

Версии: Таджикистан мстит России за обиды или просто понадобились ее самолеты

Эксперт ПИР-Центра Вадим Козюлин, однако, считает, что приговор летчикам - это продуманный ответ Таджикистана России, которая "за последние годы дважды сильно обидела его".

Сначала она отказалась от проекта Рогунской ГЭС - как уверены в Душанбе, под влиянием узбекского лобби, поясняет он. А затем, оставила Таджикистан без поддержки весной 2011 года, когда там резко активизировались боевики "Исламского движения Узбекистана". "Таджики тогда просили ОДКБ о военной помощи, но им было отказано. Пришлось обращаться к Ирану, который помог справиться с исламистами. Так что как только представилась возможность дать России по носу, Рахмон это и сделал", - заключил эксперт.

Но иной вывод делают авиаторы. "Понадобились самолеты, - высказал свое мнение "Комсомольской правде" Валерий Пфефер, представитель авиакомпании Rolkan Investmens Ltd, где работали осужденные летчики. - Я не думаю, а знаю. Понадобились за бесплатно самолеты и нужно было что-то выдумать. Высосать из пальца".

Он пояснил, что самолеты уникальны тем, что могут садиться практически в любых условиях - "в Антарктике, в Арктике, в пустыне, на хлопковом поле". Такому самолету "надо 800-900 метров, и семь тонн груза он повезет. Эти же самолеты работали в Таджикистане на министерство обороны. Вот с ними здесь хорошо познакомились. И очень понравились они им".

Речь, напомним, идет о двух Ан-72, экипажами которых командовали пилоты Владимир Садовничий и гражданин Эстонии Алексей Руденко. По приговору таджикского суда, их конфисковали.

Такую же версию - что Таджикистану просто понадобились эти самолеты - высказал в интервью "Русской службе новостей" бывший сослуживец Владимира Садовничего Александр (фамилию он не назвал).

По его мнению, все происходящее - это вымогательство. "Что касается таджикской стороны, я вам приведу простой пример. В свое время…201 дивизия там стоит, да? Для того чтобы самолеты Су-125 летали в Таджикистане, раньше летчики летали там. Раньше они в войну были, потом в Таджикистан, в Душанбе перевели. Поставили условие российской стороне - двигатель на Ту-154 из ремонтного завода должны переправить в Таджикистан бесплатно".

"Вот такие условия, - продолжил он. - Чтобы Су-125 там летали, вы нам привезете двигатель с ремонта, просто бесплатно. Привезите, возьмите с завода и оплатите ремонт этого двигателя. Дело в том, что у них там самолетов не так много в таджикской авиакомпании в Душанбе самом. А тут еще один нюанс. А почему бы к рукам не прибрать Ан-72. Ан-21, по всей видимости, свежий самолет по ресурсу и т.д."

Летчик уверен, что таджики "начнут что-то вымогать взамен". "Это очень сложно - работать с азиатами. Там каждый, сидящий в кресле, тянет одеяло на себя". Он не исключил, что речь будет идти о каком-то выкупе, торге. "Где-то на государственном, может быть, уровне, если сейчас подключат Владимира Владимировича или президента Медведева".

"Я очень хорошо знаю командира корабля и хочу вам сказать, что он не мог допустить какую-то глупость. Это все самая настоящая ложь, - сказал он. - Где-то что-то было упущено в межгосударственных (делах), скорее всего. Просто они (азиаты) очень мстительные, они не забывают этого ничего. Они всегда найдут, как выхитрить и как поймать момент".

Дело летчиков

Россиянин Владимир Садовничий и гражданин Эстонии Алексей Руденко работали в российской авиакомпании Rolkan Investmens Ltd.: командовали двумя самолетами Ан-72. Они перевозили гуманитарный груз в Афганистан по договору с правительством этой страны.

В марте этого года они возвращались из Афганистана и по дороге попросили посадки в таджикистанском аэропорту "Курган-Тюбе", предварительно получив разрешение на пересечение границы. Однако в точке пересечения территории Таджикистана местные диспетчеры заявили, что разрешения на земле нет и самолет должен вернуться в Кабул.

Афганский аэропорт не смог сразу принять российские суда, топлива на ожидание у машин не было, и тогда летчики приняли решение сесть в "Курган-Тюбе". После приземления оба экипажа задержали, арестовали, лишь через два месяца им предъявили обвинения.

Летчики были арестованы по обвинению в незаконном пересечении границы, нарушении правил международных полетов и контрабанде. Предметом контрабанды посчитали полуразобранный авиационный двигатель.

Адвокат россиянина Владимира Садовничего утверждает, что долгое время безуспешно пытался привлечь к происходящему внимание посольства РФ в Душанбе.

Приговор был оглашен 8 ноября. Судья назначил летчикам по 10 лет и шесть месяцев колонии строгого режима каждому, но с учетом амнистии, которая действует в Таджикистане до 1 декабря, срок заключения им сократили на два года - до 8,5 лет. Срок заключения исчисляется с 11 мая 2011 года.