В июне текущего года Ризван Виситов, Хусейн Хаджиев и Абдул-Вахаб Хамадов были признаны виновными по шести статьям Уголовного кодекса РФ и приговорены к срокам от девяти до 15 лет лишения свободы. В частности, их осудили за терроризм (статья 205 УК РФ), организацию и участие в незаконном вооруженном формировании (статья 208 УК РФ), незаконное пересечение госграницы (статья 322 УК РФ).
В жалобе они настаивали на том, что ряд материалов уголовного дела был собран с нарушением Уголовно-процессуального кодекса.
Кроме того, осужденные и их адвокаты утверждали, что суд Чечни не допросил в ходе процесса ни одного свидетеля и потерпевшего по делу. Еще одним основанием для отмены приговора, по мнению адвокатов, служил факт физического воздействия на подсудимых в ходе предварительного следствия, а осужденные и их защита устверждают, что признательные показания были даны в результате насильственных мер, применяемых к Виситову, Хаджиеву и Шамаеву.
Между тем, прокурор Ирина Хорлина просила Верховный суд оставить приговор без изменений, а кассационную жалобу без удовлетворения, передает РИА "Новости".
"С доводами кассационной жалобы я согласиться не могу, так как она полностью противоречит материалам уголовного дела", - заявила гособвинитель.
По ее словам, суд Чечни верно дал оценку совокупности доказательств по делу. Что касается утверждений о том, что признания были получены с применением насилия, то прокурор считает их абсолютно несостоятельнуыми.
"Свои показания на предварительном следствии они давали в присутствии адвокатов", - отметил прокурор.
Адвокат Ильяс Тимишев, представляющий интересы Шамаева, еще перед началом заседания заявил, что у него нет надежды на отмену приговора. "Эти приговоры в Чечне штампуют", - утверждал адвокат. Защитник заявил, что он намерен вновь обращаться в Европейский суд по правам человека в связи с сегодняшним решением Верховного суда России.
По данным прокуратуры, Виситов, Хаджиев, Шамаев, а также Аслан Адаев участвовали в составе вооруженной банды Хусейна Исабаева в вооруженном прорыве в горах через российско-грузинскую границу в июле 2002 года для проведения терактов на территории России. Тогда в боестолкновении погибли восемь пограничников, семь получили ранения.
"Вынужденные отступить обратно остатки банды вновь осели в Грузии, и только по настоянию федеральных органов власти часть ее была экстрадирована в Россию", - отмечало гособвинение.
Европейский суд по правам человека 13 апреля этого года частично удовлетворил иск, поданный группой чеченцев против Грузии и России еще в 2002 году. В рамках дела "Шамаев и другие против Грузии и России" рассмотрены жалобы 13 человек, в том числе Шамаева, Виситова и Хаджиева.
Европейский суд отклонил большинство претензий истцов, либо счел, что их жалобы выходят за пределы компетенции суда.
В то же время суд решил, что в отношении истцов грузинские власти допустили нарушение статьи 3 Европейской конвенции по правам человека (запрет на бесчеловечное или унижающее обращение), а в отношении пятерых выданных России, по мнению суда, были нарушены статья 13 (право на эффективную правовую помощь) и статья 34 (право на индивидуальное рассмотрение).
На этом основании Страсбургский суд постановил, что грузинские власти должны выплатить истцам компенсации за моральный ущерб в размере от 2,5 до 11 тысяч евро, а также возместить их судебные издержки (по 4 тысячи евро на человека).
Суд счел также, что Россия также нарушила статью 34 Европейской конвенции по правам человека, а отказавшись сотрудничать со Страсбургским судом по данному делу - нарушила параграф 1 статьи 38 Конвенции.
В результате суд счел, что Россия должна выплатить Шамаеву, Хаджиеву, Виситову и еще четверым истцам по шесть тысяч евро в качестве компенсации за моральный ущерб, а также покрыть их судебные издержки (по две тысячи евро на человека).
Кроме того, согласно решению суда, Россия должна внести 1580,70 евро в бюджет Совета Европы в качестве покрытия расходов, понесенных Страсбургским судом в рамках расследования по данному делу.
Уполномоченный РФ при Европейском суде по правам человека Павел Лаптев сообщил, что он обжалует это решение в Большую палату суда. "По своей необъективности, политизации и приверженности "двойным стандартам" это постановление пошло еще дальше, чем другие известные постановления Европейского суда, вынесенные в отношении Российской Федерации", - считает Лаптев.