"Уголовное дело возбуждено во вторник, его расследование ведется сотрудниками республиканской прокуратуры", - сообщил в среду "Интерфаксу" старший помощник прокурора республики Леонид Мурзаканов.
Дело об исчезновении Нахушева в среду было передано для расследования в прокуратуру Нальчика, и в настоящее время знакомятся с поступившим к ним делом, сообщил представитель горпрокуратуры.
Как сообщалось ранее со ссылкой на представителя УФСБ по КБР, Нахушев во вторник не явился на беседу в региональное управление. Согласно достигнутой с ним договоренности во время беседы 4 ноября, он должен был явиться 8 ноября в 14:00 в УФСБ со своим адвокатом для дачи показаний в рамках возбужденного против него уголовного дела по признакам статей УК РФ, предполагающих ответственность за подстрекательство к терроризму.
"Однако он не явился. Теперь его судьбу будет решать прокуратура. Если они объявят его в розыск - будем разыскивать. Если он сам придет в УФСБ - будем проводить следственные действия согласно закону", - сообщил представитель управления.
Между тем, по словам Сусанны Варитловой, менеджера фирмы "НВФ-Эльбрус", директором которой являлся Нахушев, никаких новых сведений о местонахождении Нахушева у нее нет. "Абсолютно никаких известий нет о нем. И его родные тоже не знают, где он", - сказала она.
Ранее со ссылкой на Варитлову сообщалось, что в последний раз Нахушев связывался с ней вечером 4 ноября. По ее словам, до этого он был вызван на беседу в управление ФСБ по КБР, и после беседы намеревался прийти в офис. Однако после этого его никто нигде не видел.
Нахушев - бывший кадровый офицер ФСБ, одно время работал в "Миротворческой миссии Александра Лебедя", которая занималась вопросами поиска и освобождения заложников на Северном Кавказе.
Бывший сотрудник КГБ, работавший в разведке в странах Северной Африки, Руслан Нахушев в начале 90-х ушел из спецслужб и занялся бизнесом, учредив, в частности, фонд помощи бывшим военнослужащим. Вскоре он познакомился с генералом Александром Лебедем и стал работать в его миротворческой миссии на Северном Кавказе. При посредничестве Нахушева из чеченского плена было освобождено около 180 военнослужащих и гражданских лиц. Потом говорили, что большая часть этих освобождений была оформлена как спецоперации Северо-Кавказского РУБОПа. В свою очередь, Руслан Нахушев получил своеобразный иммунитет от силовых структур – поэтому, когда в конце 90-х он стал помогать джамаату КБР, его не трогали.
В последние годы Нахушев организовал в Нальчике общественную организацию - Институт исламских исследований, которая, как он сам заявлял, должна была стать "мостиком" между представителями официального мусульманского духовенства и радикально настроенной исламской молодежью.
Когда в декабре прошлого года в Нальчике произошло нападение на здание Госнаркоконтроля, лидеров джамаата, в том числе Анзора Астемирова, объявили в розыск. Подозреваемые Астемиров, Мукожев и еще несколько человек ушли в подполье. Руслан Нахушев продолжал работать с джамаатом, утверждая, что Анзор Астемиров не мог организовать нападение и что показания против него были выбиты под пытками. Однако в прокуратуре и МВД КБР на это не раз заявляли, что Нахушев просто выгораживает террористов.
После нападения на Нальчик 13 октября, организатором которого Генпрокуратура назвала Анзора Астемирова (причастность последнего к теракту подтверждала и видеозапись, размещенная на экстремистских сайтах, – на ней разыскиваемый Астемиров и Шамиль Басаев обсуждают атаку на КБР), среди подозреваемых в пособничестве террористам оказался и Руслан Нахушев.
В свою очередь, друг Руслана Нахушева Орхан Джемаль считает, что того могли убить: "Я думаю, что он уже не выйдет на связь. Я не исключаю, что через неделю его тело найдут где-нибудь под Нальчиком, а потом скажут, что ваххабиты не поделили очередной транш и постреляли друг друга".
По его словам, Нахушев располагал точной информацией о том, кто из членов джамаата находился 13 октября дома, а кого не было. И он утверждал, что задержанные после боев члены джамаата не имеют к нападению на Нальчик отношения. Главная же угроза для местных силовиков появилась, по мнению Джемаля, когда президент КБР Арсен Каноков заявил, что намерен встретиться с Русланом Нахушевым для проведения переговоров с джамаатом.
"Нахушев хороший переговорщик, и он единственный, кому джамаатовские доверяют, - говорит Джемаль. - Эти переговоры могли успокоить ситуацию в республике, а это явно не входило в планы силовиков".