Гуменюк пояснила, что, по предварительной оценке, боны не являются эффективной мерой для того, чтобы предотвратить загрязнение, или же они были выставлены позже того, как основное пятно уже прошло. По ее словам, следы нефтепродуктов были обнаружены при осмотре левого берега озера Пясино.
Гуменюк сказала, что ситуация может ухудшиться после ухода с реки больших льдин, которые пока являются естественными барьерами для вредных веществ. Наблюдения за ситуацией будут идти до конца сентября - начала октября. При этом замминистра заверила, что в реке, которая вытекает из озера и впадает в Карское море, следов нефтепродуктов не обнаружено.
"Топливо попало и в Пясино. Это великолепное озеро, около 70 километров длиной. Естественно, там есть и рыба, хорошая биосфера. Но вот как оно вынесет эту нагрузку, предсказать нельзя, - сказал в интервью местным телеканалам "Енисей" и КГТРК "Красноярск" губернатор Красноярского края Александр Усс. - Река до бон и после бон озера пострадали в разной мере. Но, тем не менее, топливо уже там. Важно сейчас не допустить выход в речку Пясина, которая дальше идет на север".
Пясино - это озеро ледникового происхождения на севере Красноярского края в 20 километрах от Норильска. Площадь поверхности - 735 квадратных километров. Из озера вытекает единственная река - Пясина, которая ведет в Карское море. Пясино собирает воды крупных северных озер Лама, Кета и Глубокое в горах плато Путорана.
Согласно исследованиям краевого Минэкологии, через неделю после аварии на ТЭЦ в Норильске, в ручье Безымянный, ближайшем к месту инцидента, зафиксирована концентрация нефтепродуктов до 1100 ПДК. "Это говорит о том, что почва по-сути впитала все как губка", - пояснила Гуменюк, которую цитирует "Интерфакс".
Первый заместитель главы МЧС России Александр Чуприян рассказал журналистам, что погодные условия осложняют сбор нефтепродуктов на водных объектах, поскольку ветер постоянно перемещает нефтяные пятна. Он уточнил, что оперштаб по ликвидации ЧС не обладает данными о загрязнении озера Пясино горючим, предельно допустимые концентрации (ПДК) нефтепродуктов в водоеме соответствуют нормам. При этом он отметил, что боновые заграждения не позволяют полностью остановить распространение нефтепродуктов в водоемах.
Декан факультета экологической безопасности и освоения шельфа МГУ им. Невельского Сергей Монинец заявил, что ущерб для экосистемы при ликвидации разлива топлива на ТЭЦ-3 в Норильске в некоторых случаях может быть более серьезным, чем если нефтепродукты будут испаряться естественным путем. По его словам, при естественном восстановлении почвы нефтепродукты большей частью испарятся с загрязненной поверхности или будут сорбированы растениями. Однако в подобных случаях необходима масштабная оценка рисков всех возможных вариантов. Монинец отметил, что локализация разлива является первостепенной задачей, и ее необходимо решать в максимально сжатые сроки.
Эксперт объяснил, что большой ущерб при уборке разлившихся нефтепродуктов может заключаться в нарушении верхнего слоя почвы, что ускорит дальнейшее таяние мерзлоты и эрозию грунтов. "Как только мы начинаем убирать верхний оттаявший грунт, мы допускаем тепло до мерзлых слоев и увеличиваем глубину оттаивания мерзлоты", - пояснил эксперт, уточнив, что в этом случае необходимы серьезные исследования.
Самый негативный вариант заключается в загрязнении нефтепродуктами тундровой растительности, однако она может быть реабилитирована в течение нескольких сезонов. С загрязнением, по словам эксперта, можно бороться с помощью биосорбентов, содержащих бактерии, которые способны разлагать нефтепродукты, в том числе дизельное топливо. При этом он отметил, что нефть при низких температурах консервируется и сохраняет свои свойства, поэтому сложно предсказать, где в дальнейшем обнаружатся следы этого разлива, например при вмораживании нефти в дрейфующий лед.
Судя по видеокадрам с места событий, эксперт предполагает, что загрязнению подверглись в основном производственные территории, что, по его словам, несколько снижает остроту ситуации. Он считает, что, если большая часть нефтепродуктов, попавшая на акваторию реки Амбарная, локализована, то она будет испаряться значительно быстрее, чем собираться с помощью нефтесборных систем.
В дальнейшем, по его словам, следует озаботиться созданием системы готовности на случай разливов нефти. Формирование такой системы потребует, в свою очередь, разработки новых или адаптацию существующих технологий ликвидации разлива нефти для работы в условиях низких температур и замерзающих рек и морей, а также развития транспортной инфраструктуры районов. Эксперт отметил, что в зарубежной практике есть множество примеров кооперации бизнеса, местного населения и государственных структур в вопросах обеспечения безопасности при операциях с нефтью и нефтепродуктами, и этот опыт возможно адаптировать к местным реалиям.
Напомним, 29 мая на территории ТЭЦ-3 АО "НТЭК" (входит в группу компаний "Норильский никель") разгерметизировался один из резервуаров. На проезжую часть технологической дороги разлились горюче-смазочных материалов, в результате загорелся едущий по ней автомобиль. По данным Росприроднадзора, в результате происшествия разлилось около 20 тыс. тонн нефтепродуктов, горючее попало в воду рек Далдыкан и Амбарная, которая впадает в озеро Пясино.
В ходе совещания у президента РФ 3 июня губернатор Красноярского края Александр Усс и глава МЧС Евгений Зиничев утверждали, что были осведомлены о произошедшем с опозданием на двое суток. А реальная картина ЧП стала понятна по сообщениям в социальных сетях.
Запоздалая реакция на ЧП возмутила президента РФ. "Почему органы власти узнали об этом только через два дня? Мы, что, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей? У вас там все в порядке со здоровьем?" - заявил Владимир Путин, обращаясь, прежде всего, к руководителю дочерней компании "Норникеля" Сергею Липину, на территории которой произошла авария. По факту происшествия возбуждено четыре уголовных дела, арестован начальник цеха ТЭЦ. По словам главы "Норникеля" Владимира Потанина, на устранение последствий аварии может понадобиться более 10 млрд рублей. Он пообещал, что компания покроет все расходы и "ни одного рубля бюджетных средств" потрачено не будет. В свою очередь президент Владимир Путин поручил разобраться в причинах аварии и оценить ущерб.