Оглашение приговора по второму уголовному делу Ходорковского и Лебедева начнется 15 декабря. Ожидается, что чтение вердикта судей займет несколько дней. Ранее обвинение попросило приговорить подсудимых к 14 годам лишения свободы каждого с отбыванием в колонии общего режима.
- Семья Ходорковского опасается за его жизнь
- Ходорковский и Лебедев оценили свои мрачные перспективы
В своем последнем слове 2 ноября Ходорковский заявил, что не боится пробыть в тюрьме до смерти, так как его "вера стоит жизни". В своей речи экс-глава ЮКОСа подчеркнул, что дело против него было подготовлено по заказу и на суд оказывалось психологическое давление.
Напомним, что Михаил Ходорковский был арестован в конце 2003 года. Бывший глава МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев оказался под стражей в июле 2003 года. 31 мая 2005 года они были приговорены Мещанским судом Москвы к девяти годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов и этапированы в колонию. Позже Мосгорсуд снизил им наказание до восьми лет каждому.
О втором уголовном деле в отношении Ходорковского и Лебедева стало известно в 2005 году, когда завершался первый судебный процесс в Мещанском суде. В 2009 году обоих обвиняемых привезли в Москву для участия в судебном процессе. Генпрокуратура РФ инкриминирует бывшим руководителям ЮКОСа хищение чужого имущества организованной группой в крупном и особо крупном размерах и его легализацию.
Второе уголовное дело Михаил Ходорковский неоднократно называл политически и коррупционно мотивированным. По мнению экс-главы ЮКОСа, процесс инициирован людьми, которые не хотят его выхода на свободу. Уголовное преследование бывший глава нефтяной компании объясняет тем, что он поддерживал независимую оппозицию.
Защита Ходорковского и Лебедева: обвинение допустило вопиющие проколы
На сайте Радио "Свобода" опубликованы выдержки из стенограммы судебных прений по делу ЮКОСа. В ходе прений адвокаты Ходорковского и Лебедева привлекли внимание суда к очевидным противоречиям, которые выявились в речах прокуроров. По мнению некоторых экспертов, прокуратурой было предъявлено и доказано такое обвинение, на основании которого невозможно вынести законный обвинительный приговор.
В частности, адвокаты указали на то, что гособвинители, доказывая факт присвоения акций ОАО "Томскнефть", одновременно отстаивали и обвинение в присвоении нефти, добытой этой компанией. В то же время эти обвинения исключают друг друга. То же самое можно сказать и об утверждении обвинения о незаконном получении Ходорковским и Лебедевым полномочий по управлению нефтедобывающими предприятиями "Юганскнефтегаз" и "Самаранефтегаз", так как если этот контроль был захвачен, ни о каком присвоении их продукции речи идти уже не может.
Как отмечала защита в ходе прений, несмотря на то, что обвинение уменьшило объем похищенной с 350 до 218 млн тонн, в денежном выражении по непонятным причинам размер похищенного не только не уменьшился, но даже увеличился.
Гособвинители на процессе заявили, что вина подсудимых в практически безвозмездном переводе нефти ОАО "Юганскнефтегаз", "Самаранефтегаз" в собственность подконтрольных им структур доказана. Однако в постановлении о привлечении Ходорковского и Лебедева в качестве обвиняемых эта безвозмездность оценена в более 400 млрд рублей.
Прокуратура также заявила, что договоры о продаже нефти юридически выглядели как соглашения. Это утверждение прокуроров означает, что договоры были законными и действительными, отмечают адвокаты. Таким образом, они признали, что хищение путем покупки является вымыслом, исключающим обвинение в присвоении.
Защита также выявила множество взаимоисключающих утверждений в выступлениях прокуроров. Так, обвинители не сходились в объеме "похищенного", потом не смогли договориться о размерах "легализованного" имущества после отмены части пунктов обвинения.
Как было замечено, одни и те же арбитражные судебные решения, приобщенные к делу, прокуроры также интерпретировали по-разному. В своих выступлениях гособвинители фактически подтвердили то, что в результате "хищения" всей нефти ЮКОС получил и законно распорядился прибылью в размере более 55 млрд долларов, а также выплатил налогов на сумму около триллиона рублей, констатируют адвокаты.