"Я получила на мобильный телефон sms, где Саша просил меня увезти его из военного госпиталя, иначе он покончит с собой, – сказала мать молодого человека 41-летняя Валентина Архипова. – Я не могла допустить этого и буквально выкрала сына из госпиталя".
- Архипова: смерти в этом училище уже стали нормой жизни
Солдат срочной службы Александр Архипов едва не погиб в начале марта этого года, когда по требованию старослужащих ЧВВАКУШ бегал для них за пивом. В ночь с 1 на 2 марта, как рассказала мама Александра Валентина Архипова, ее сына разбудили пьяные старослужащие, пришедшие с самоволки. Они заставили всех молодых связать простыни. Затем приказали Александру по этим связанным простыням лезть через окно второго этажа и принести им пиво. Сбегав за пивом, Архипов привязал пакет с бутылками к простыням. Приняв бутылки, старослужащие скинули простыни Саше. Юноша обмотал их вокруг рук и стал подниматься. Но в этот момент (до сих пор не установлено: то ли ткань порвалась, то ли деды намеренно выпустили ее из рук) Саша сорвался вниз. Он упал на лед, сильно ударившись головой и локтем. Дальше Саша ничего не помнит. Очнулся от дикой боли в левой руке. С травмами Саша попал в лечебницу Новосибирской области, сообщала "Новая газета".
"У моего сына сотрясение мозга и вывих руки, – сказала Валентина Александровна. – Следователю военной прокуратуры Саша все рассказал. Однако я узнала об отказе в возбуждении уголовного дела, потому что сослуживцы Александра отказались давать показания. А прапорщик утверждает, что окна в казарме заколочены".
Архипова: смерти в этом училище уже стали нормой жизни
Валентина Архипова, опасаясь, что сына после лечения вернут дослуживать оставшиеся год и два месяца в ЧВВАКУШ, пишет письма во все инстанции с просьбой разобраться в случившемся, сообщает "Курьер. Среда".
В своем письме Уполномоченному по правам человека в России Лукину В.П., полномочному представителю президента РФ по Сибирскому Федеральному округу Квашнину А.В., губернатору Новосибирской области Толоконскому В.А., Военному комиссару Новосибирской области генерал-майору Ивченко Н.П., мать солдата Валентина Архипова пишет: "Я не против продолжения службы сына в Армии, но только не в этой части, не в этом училище, где смерти уже стали нормой жизни (за один год в стенах ЧВВАКУШ погибли курсант Никита Самитов, Александр Шайдуров, "без вести пропал" первокурсник Сергей Чеулин – В.Ч.). Никто из руководства названного училища со мной на диалог не идет. Их совершенно не интересует ситуация, в которой оказался мой сын. <...> Все меры, которые принимает руководства училища, направлены не на установление истины и пресечение преступлений, а на "замазывание", укрывательство этих преступлений. Поэтому я прошу Вас, помочь мне и направить моего сына для дальнейшего прохождения службы в любую другую часть Новосибирской области и не допустить его нахождения ни одного часа в Челябинске".
Валентина Архипова даже связалась с Союзом солдатских матерей, но и они мало чем смогли ей помочь. "Я общалась с женщиной, сын которой в прошлом году в этом же училище покончил жизнь самоубийством – Никита Самитов, – рассказывает Архипова. – Дело возбудили, но наказали только солдат, а не начальство".
Валентина Архипова также просит возбудить уголовные дела в отношении старослужащих, которые и заставили ее сына сбегать за пивом, в результате чего он едва не погиб.
Прокурор Челябинского военного гарнизона Александр Двинянин заявил, что уголовное дело по очередному факту дедовщины в Челябинском высшем военном авиационном Краснознаменном училище штурманов пока возбуждаться не будет. Заявление солдата срочной службы Александра Архипова о побоях и унижениях со стороны старослужащих, по словам прокурора, "повод, но не основание для возбуждения уголовного дела". Поэтому военно-следственный отдел по Челябинскому гарнизону пока продолжает прокурорскую проверку ЧВВАКУШ.
"Мы опросили с десяток военнослужащих, которые жили с Архиповым в одной казарме, также дали показания прапорщик и два санитара. Но данных, подтверждающих то, что написано в заявлении рядового Архипова, не получили, - поясняет Двинянин. - Для возбуждения уголовного дела и передачи его в суд у нас должно быть подтверждение слов солдата, заявившего о неуставных отношениях в части. Этого пока нет".
Между тем, по словам Двинянина, уголовного дела по статье "дезертирство" по факту оставления Архиповым челябинского военного госпиталя возбуждаться не будет.
Дело Никиты Самитова
Уроженец Байкальска (Иркутская область) Никита Самитов повесился в челябинском училище на армейском ремне во время наряда по столовой 30 января этого года. Судебно-медицинская экспертиза, проведенная военными в Челябинске, не выявила на теле погибшего признаков телесных повреждений. Мать курсанта добилась повторного осмотра тела в Иркутске. Специалисты зафиксировали множественные гематомы на теле и ожоги, похожие на следы от сигарет.
По факту гибели Самитова было возбуждено уголовное дело по статье "Доведение до самоубийства" (ст.110 УК РФ). Валентина Самитова, имея 30-летний опыт работы следователем, начала собственное расследование гибели сына и обратилась за помощью в Ассоциацию "АГОРА", специалисты которой провели проверку по факту гибели курсанта и предоставили матери адвоката.
Мать погибшего курсанта добилась эксгумации тела сына, во время которой 27 марта прошлого года комиссия из Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны России подтвердила все телесные повреждения, обнаруженные во время осмотра трупа Самитова в Иркутске. Эксперты пришли к выводу, что они были получены при жизни ориентировочно за 9-12 дней до самоубийства, а "образование ожогов вполне возможно при контакте горящей сигареты с кожей".