По словам Балдина, меньше всего взяток в 2020 году зарегистрировали на Чукотке, в Еврейской автономной области, Марий Эл, Адыгее, Ингушетии, Туве и Хакасии, а также в Мурманской, Костромской и Магаданской областях. Он отметил, что в коррупционных сводках "всегда будут лидировать регионы, где сосредоточено обращение финансовых активов", принятие экономически значимых решений, расположены федеральные органы власти и крупные промышленные центры. В то же время коррупционные преступления часто имеют скрытую форму, и статистика может свидетельствовать об их активном выявлении со стороны правоохранительных органов.
Коснувшись темы мелких взяток, Балдин отметил, что чаще других их берут представители полиции, педагоги и сотрудники уголовно-исполнительной системы, занимающиеся проносом в тюрьмы запрещенных предметов и созданием привилегированных условий для заключенных.
Представитель Генпрокуратуры также отметил, что за 2020 год российские суды вынесли свыше 8 тыс. обвинительных приговоров против 9 тыс. человек, которым инкриминировались коррупционные преступления. К реальному лишению свободы были приговорены около 18% осужденных, к условному лишению свободы - 35%, к штрафу - 40%. "В качестве дополнительного наказания, как правило, применяются лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью и штраф. В отношении 1 318 осужденных в прошлом году применена конфискация имущества", - добавил Балдин.
Ранее председатель СКР Александр Бастрыкин, выступая на заседании ведомственной коллегии, рассказал о статистике по коррупционным преступлениям, совершенным лицами с особым правовым статусом. Как передает ТАСС, в 2020 году в суды направлены уголовные дела в отношении 15 прокуроров, 38 следователей и руководителей следственных органов МВД, 17 следователей СКР и их руководителей, а также 7 судей и 68 адвокатов.
Чаще всего фигурантами коррупционных дел из числа "спецсубъектов" становились главы муниципальных образований (130), депутаты органов местного самоуправления (116) и члены избирательных комиссий (48).
При этом общая сумма арестованного имущества обвиняемых по коррупционным делам за прошлый год составила 10 млрд руб., что на 3 млрд рублей больше, чем в 2019 г. Всего в 2020 году было возбуждено более 18,5 тыс. уголовных дел о коррупционных преступлениях. Из них более 9,9 тыс. - по фактам взяточничества. Количество таких дел выросло на 5,5% по сравнению с 2019 г. К ответственности за коррупцию в 2020 г. привлечено свыше 9,5 тыс. человек.
Летом прошлого года Генпрокуратура также составила список самых коррумпированных регионов. Тогда в первую десятку вошли Мордовия, Чувашия, Камчатка, Архангельская, Брянская, Магаданская, Новгородская, Оренбургская, Саратовская и Тюменская области. Наименьший уровень коррупции наблюдался в Ингушетии, Хакасии, Алтайском крае, Вологодской, Московской, Мурманской, Пензенской областях, Санкт-Петербурге, Севастополе и Ямало-Ненецком автономном округе.
Международные эксперты отмечают, что системное противодействие коррупции в России подменяется точечными уголовными делами, а существующие антикоррупционные инструменты не получают должного развития. Кроме того, Россия не ратифицировала Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Этот договор Совета Европы предписывает странам-членам принять ряд мер для борьбы с коррупцией, в том числе ввести возможность получить компенсацию от государства для лица, понесшего ущерб от коррупции.