Помощника полпреда президента в УрФО Александра Воробьева, задержанного на прошлой неделе по подозрению в госизмене, обвиняют в том, что он передавал за границу информацию с заседаний Совета безопасности РФ
Пресс-служба Президента России
Помощника полпреда президента в УрФО Александра Воробьева, задержанного на прошлой неделе по подозрению в госизмене, обвиняют в том, что он передавал за границу информацию с заседаний Совета безопасности РФ, пишет Znak.com со ссылкой на два информированных источника.

По их данным, "разработкой" Воробьева занимались несколько лет, расследованием уголовного дела занимается первое следственное управление центрального аппарата ФСБ. Получал ли Воробьев информацию о работе Совбеза лично от полпреда президента в УрФО Николая Цуканова, входящего в состав этого органа, или как-то иначе, не уточняется, решение о дальнейшей судьбе самого Цуканова пока не принято.

Воробьева называют "семейным юристом" и "правой рукой" Цуканова. Источник Znak.com, близкий к полпредству, рассказал, что год назад после назначения Цуканова на Урал Воробьев был одним из двух человек, прилетевших с ним вместе на самолете в Екатеринбург. Как следует из официальной биографии Воробьева, они с Цукановым работали вместе с середины 2000-х годов, Воробьев занимал разные должности в команде будущего полпреда, в том числе был главой его аппарата в бытность Цуканова помощником президента РФ.

По данным СМИ, Воробьева подозревают в госизмене в пользу Польши: он якобы имел паспорт этой страны и владел там недвижимостью. Будучи уроженцем Калининградской области, Воробьев имел немало контактов с соседней Польшей, в том числе в 2000-х проходил в Варшаве обучение в National School of Public Administration. Собеседник издания, близкий к полпредству, рассказывает, что у самого Воробьева вряд ли был доступ к документам Совбеза, так как он обладал низшим уровнем допуска к гостайне, но мог знакомиться с информацией, пользуясь хорошими личными связями с Цукановым.

Воробьев, кроме того, может обладать информацией о делах семьи бывшей жены президента РФ Владимира Путина Людмилы (девичья фамилия Шкребнева), уроженки Калининграда. Как рассказал бывший федеральный чиновник, высокое положение Цуканова во властной иерархии отчасти может объясняться тем, что в бытность губернатором Калининграда он помогал семье Шкребневых с бытовыми и организационными вопросами. Похожие отношения у Цуканова сложились с окружением патриарха Кирилла (Владимира Гундяева), который в свое время занимал пост митрополита Смоленского и Калининградского.

Дело Воробьева также предположительно может быть связано с делом гражданина Польши Мариана Радзаевски, который, по версии обвинения, мог собирать и продавать за рубеж сведения, составляющие в России государственную тайну. Радзаевски пытался получить доступ к секретным комплектующим установок С-300 для незаконного вывоза в Польшу и был задержан с поличным. По данным из открытых источников, комплексы С-300 производятся в УрФО, на свердловском Заводе имени Калинина. 25 июня 2019 года Радзаевски был приговорен к 14 годам лишения свободы за шпионаж.

Александр Воробьев - далеко не первый человек из ближайшего окружения Николая Цуканова, кто сталкивается с уголовным преследованием. Как сказал один из знакомых Цуканова, у того есть "поразительная способность набирать в команду людей с сомнительной репутацией". Так, предприниматель Евгений Михайлов, ставший при Цуканове в его бытность губернатором Калининградской области главой аппарата регионального правительства, в 1995 году был осужден за провоз наркотиков через границу. При этом суд поначалу отложил исполнение приговора, а затем Михайлов попал под амнистию, объявленную Госдумой. Поначалу Цуканов заступался за соратника, настаивая, что при устройстве на работу в правительство Михайлов "получил допуски всех соответствующих служб", однако в 2012 году тот все же покинул пост главы аппарата и остался в команде Цуканова на должности внештатного советника. В 2014 году Михайлов стал главой Гусева, родного города полпреда Цуканова.

В 2013 году в команду Цуканова на должность руководителя правительственного агропромышленного холдинга "Светлогорский" был назначен Александр Дзантиев. До этого, в 2009 году, он был осужден на два года лишения свободы условно за нарушения при продаже калининградского Дома советов (имущество было продано за 7,3 млн рублей вместо рыночных 275 млн).

Крупнейший коррупционный скандал, связанный с Цукановым, касался строительства стадиона "Калининград" к ЧМ-2018. Под следствием оказался министр строительства из кабинета Цуканова Амир Кушхов. Сейчас он находится в СИЗО по подозрению в махинациях, принесших ущерб в 750 млн рублей. В преступной схеме, по версии следствия, участвовали структуры группы "Сумма" братьев Магомедовых.

Вопросы к кадровой политике Цуканова есть и сегодня. Последний год должность его советника занимает экс-депутат Госдумы от КПРФ, бывший вице-премьер Свердловской области, бизнесмен Алексей Багаряков. В свое время деловые партнеры Татьяна Васильева и Николай Изюмов обвиняли его в мошенничестве при ремонте помещений в ЖК "Алые паруса" в Москве. Впрочем, уголовное дело в отношении Багарякова не возбуждалось, в то время как Изюмов оказался в СИЗО на 15 месяцев.

Кроме того, Багаряков может иметь отношение к преднамеренному банкротству Уральского инновационного коммерческого банка "Уралинкомбанк" (ООО "УИК-банк"), чьим акционером он был в свое время. Как утверждает источник в силовых структурах, Багаряков "находится в разработке" с того момента, как получил должность в полпредстве у Цуканова.

Как рассказал один из калининградских журналистов, во время работы Цуканова губернатором с тем постоянно случались скандальные истории, однако ни одна из них не сказалась на его карьере. Так, после проверки стройки во время подготовки к ЧМ-2018 тогдашний первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов якобы бросил фразу о том, что Цуканова "пора сажать", однако дальше карьера Цуканова развивалась по нарастающей: он был полпредом в СЗФО, помощником президента, а затем стал полпредом в УрФО.