Русский язык многие из этих женщин учили уже тут, в лагере. Не по учебникам, а по необходимости. Охранники и весь персонал лагеря общаются с ними только на русском, да и между собой женскому интернационалу пришлось находить общий язык. Пожелания в честь праздника иностранкам также приходится выражать по-русски.
Паола Гомес приехала в Россию из Бразилии, арестована, как и многие здесь, за хранение наркотиков. Больше всего, говорит, скучает по сыну, который остался на родине. Мальчику уже исполнилось 5 лет, и родные часто присылают Паоле его фотографии. Набрался целый альбом, который она охотно показывает соседям по лагерному бараку.
Для иностранцев тут не делают никаких поблажек: те же двухъярусные кровати, та же работа на фабрике, где им приходится шить форму для солдат чужой армии. Как ни странно, многим иностранкам нравится заниматься росписью традиционных русских матрешек √ получается это у них хорошо, и администрация колонии не против. 8 марта здесь почти ничем не отличается от обычных тюремных будней. С утра чтение доклада об особой роли женщин и их вкладе в общее дело, затем поздравления и приказ о поощрении. Виновницам торжества, возможно, дадут дополнительный паек. Однако все тут ждут более существенного подарка √ амнистии.
На какие-то особенные мероприятия в этот день у колонии денег нет. Единственное, что обещают, - это подобрать 5-6 хороших слов индивидуально для каждой заключенной.