), сообщил "Интерфаксу" в четверг первый заместитель начальника Генштаба Вооруженных сил генерал-лейтенант Александр Бурутин.
"Наша позиция такая: все вопросы противоракетной обороны носят стратегический характер и должны увязываться с вопросами стратегических наступательных вооружений (СНВ). Они должны решаться в рамках отдельного договора", - сказал он.
Работа над соглашением идет, и говорить о нем более конкретно пока рано, отметил генерал.
Договор об ограничении систем противоракетной обороны Москва и Вашингтон подписали в 1972 году. Срок его действия не ограничивался. США нарушили договор, передав на территорию Норвегии радиолокационную станцию "Глобус-2", испытанную в качестве элемента ПРО, и включив ее в феврале 2001 года. А в июне 2002 года американцы вообще вышли из договора в одностороннем порядке.
- США и Польша утвердили "новую архитектуру" ПРО
Бурутин в четверг участвовал в заседании комитета Госдумы по обороне, посвященном подготовке к ратификации нового российско-американского договора по СНВ. Президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама подписали его 8 апреля в Праге. В мае документ был внесен на ратификацию в национальные парламенты.
Согласно документу, стороны обязуются за семь лет сократить примерно на треть свои ядерные арсеналы и более чем вдвое понизить предельный уровень для стратегических носителей.
Договор также предусматривает связь между стратегическими оборонительными и наступательными вооружениями, запрещает размещение стратегических наступательных вооружений на территории третьих стран, а взаимосвязь ПРО и СНВ, на чем настаивали российские переговорщики, нашла отражение в преамбуле документа.
Между тем шансы ратификации договора в американском сенате заметно ухудшились именно из-за его увязки с ПРО. В Вашингтоне ходят слухи, что в угоду Кремлю национальную систему противоракетной обороны тайно ограничат. Противники соглашения по СНВ требуют исключить из него все положения об увязке с ПРО, считая, что в противном случае Америке придется фактически просить у России разрешения на малейшее расширение этой системы. Со стороны республиканцев даже прозвучало мнение, что договор СНВ может стать худшей внешнеполитической ошибкой Обамы.
В Москве в то же время постоянно подчеркивают, что главным принципом этого документа является "паритетная, равная, неделимая безопасность сторон". Минобороны и МИД полностью поддерживают документ и рекомендуют его к ратификации. В ходе заседания думского комитета по обороне в четверг, по словам генерал-лейтенанта Бурутина, "состоялся предметный, обстоятельный разговор, касающийся ратификации". "Мне кажется, нам удалось развеять отдельные сомнения членов комитета, связанные с проблемными вопросами по ПРО, - сказал Бурутин. - И доказать, что данный договор (СНВ) соответствует национальным интересам и позволит гарантированно обеспечить безопасность страны".
Система ПРО, скорректированная Обамой, все же подбирается к российским границам
Президент США Барак Обама 17 сентября 2009 года объявил о пересмотре подходов к размещению элементов системы ПРО в Европе. Прежняя администрация Джорджа Буша, напомним, собиралась разместить станцию радиолокационного слежения в Чехии и базу ракет-перехватчиков в Польше. Близость элементов ПРО к российским границам вызывала яростное неприятие в Москве.
Позднее оказалось, что и при Обаме Вашингтон не намерен отказываться от ПРО окончательно. В частности, Пентагон уже разместил свои зенитно-ракетные комплексы Patriot в Польше, приблизительно в 100 км от границы Калининградской области.
Ранее о согласии разместить у себя американские ракеты-перехватчики заявила Румыния, а затем Госдепартамент США подтвердил, что элементы ПРО появятся там в 2015 году.
Затем премьер Болгарии Бойко Борисов сообщил, что София ведет аналогичные переговоры с Вашингтоном, что вновь крайне обеспокоило Москву.
Таким образом, скорректированная архитектура противоракетной обороны в Европе будет создаваться в четыре этапа. На первом - к 2011 году - предполагается дислоцировать в Средиземном море корабли, оснащенные многоцелевыми комплексами Aegis, радар которых наводится с помощью компьютерной системы, и ракетами-перехватчиками Standard-3 (SM-3), а также радар ПРО в Южной Европе.
На втором - к 2015 году - разместить мобильные батареи с ракетами SM-3 в Румынии, а к 2018 году - развернуть их в Польше.
К 2020 году Пентагон планирует заменить эти ракеты на более совершенные, способные защищать уже всю территорию стран-членов НАТО не только от ракет средней и меньшей дальности, но и межконтинентальных баллистических ракет.