Пофамильный состав участников встречи пока неизвестен. Однако первые, кто приходит на ум в связи с протестами, - сопредседатели Партии народной свободы ("Парнаса") Борис Немцов и Владимир Рыжков, а также координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов - сообщили газете, что приглашения пока не получили. В то же время его уже имеют лидер Российского общенародного союза Сергей Бабурин и лидер Партии дела, совладелец "Ростсельмаша" Константин Бабкин. Колонна его партии участвовала в шествии по Большой Якиманке и митинге на Болотной.
Источник, близкий к администрации президента, усомнился, что Немцов и Удальцов дождутся приглашений, и уж точно, по его словам, не позовут третьего сопредседателя "Парнаса" Михаила Касьянова и лидера "Другой России" Эдуарда Лимонова. Политолог Дмитрий Орлов объясняет это тем, что партию Лимонова не только не зарегистрировали, но и запретили как экстремистскую, а Касьянова уже нельзя считать значимым политиком - он даже не примкнул к протесту на Болотной.
Официальным поводом станет принятие двух президентских законопроектов, облегчающих регистрацию новых партий и освобождающих их от сбора подписей на парламентских выборах. Медведев хочет еще раз подтвердить, что курс на либерализацию политической системы продолжится, объясняет смысл встречи чиновник Кремля.
Еще один федеральный чиновник считает, что встречу можно считать началом диалога с Болотной. После "антиоранжевого" митинга на Поклонной горе, которым власть показала, что, если понадобится, она может собирать гораздо больше людей, чем оппозиция, ситуация может зайти в тупик. Поэтому Кремль предлагает "несистемщикам" не баламутить зря народ, а легализоваться и начать борьбу за власть в политическом поле, рассуждает собеседник издания.
Немцов заявил "Ведомостям", что решение об участии во встрече с Медведевым, если приглашение все-таки поступит, будет принимать в зависимости от ее формата. Если это начало диалога с Болотной, то вопросы, с чем и кому идти, следует обсуждать публично, всем обществом, продолжает Немцов, а не вести сепаратные переговоры, в противном случае это будет попытка расколоть протестное движение.
Кроме того, по его словам, большой вопрос, есть ли мандат у уходящего президента и с ним ли следует вступать в диалог: даже если Медведев согласится выполнить какие-то требования, нет гарантии, что следующий президент, которым вероятнее всего станет Владимир Путин, сдержит обещание.
Рыжков, напротив, настроен не только пойти на встречу, если будет приглашен, но и "без стеснения в выражениях" рассказать Медведеву, как главе государства и гаранту Конституции, о грубом попрании конституционных прав граждан. При этом политик сомневается, что закон об облегченной регистрации партий примут.
В свою очередь, Удальцов сказал, что готов участвовать во встречах такого рода, но предупредил, что власти не стоит ожидать, что после них митинги прекратятся. А говоря о предложенных Медведевым либеральных реформах, он расценил их как "полумеры". По его мнению, снижение планки обязательной для регистрации партии численности с 45 тысяч до 500 членов является чрезмерным. Партий будет много, но они будут слабые, и монополия партии власти сохранится. Нужно разрешать избирательные блоки и поднять минимальную численность для партий хотя бы до 5 тысяч, уверен Удальцов.
Напомним, встречаясь со студентами журфака МГУ 25 января, Дмитрий Медведев на вопрос о несистемной оппозиции ответил, что некоторые ее представители могут создать свои партии, однако свою состоятельность они должны доказать. Он заявил, что не боится встречи с оппозицией, но ни на какие митинги "специально идти и объясняться" не намерен.
От либеральных реформ в их нынешнем виде выиграет только партия власти
Первое чтение законопроектов в рамках политических реформ Медведева состоится в Госдуме 17 февраля. На дискуссию будут приглашены и три непарламентские структуры, что подтвердил во вторник спикер Сергей Нарышкин. Однако среди тех, для кого нынешняя демократизация и устраивается, то есть политических групп, до сих пор не имевших шансов на создание собственных партий, все еще сильны опасения, что это всего лишь предвыборная приманка, пишет "Независимая газета".
Источник в окружении Михаила Касьянова рассказал изданию, что в Минюсте якобы готовят свою редакцию закона о политических партиях. В ней будет указано, что численность партии должна будет составить все-таки не 500 человек на всю Россию, а как минимум по 500 на регион. И даже если офисы новой партии нужно будет регистрировать не во всех регионах, а, скажем, в более чем половине из них, в 43-х, то это уже получается 21 500 человек.
"Тут уже могут подключиться и мертвые души, и заключенные, и кто угодно - всех пришедших в партию ведь не проконтролируешь", - рассуждает источник. Вывод: власть под формальным предлогом недостоверности членства в партии сможет отказывать в регистрации неугодным.
Кроме того, сохраняются и опасения "политического хаоса", в котором окажется общество после того, как появится множество мелких партий. По подсчетам коммунистов, только на их фланге может возникнуть не менее восьми компартий, пара из которых точно будет на содержании власти. Такой же разброд, сказал депутат, будет и на других флангах - правом, патриотическом и социал-демократическом.
При этом в выигрыше опять же окажется партия власти, и объясняется это просто. При участии в выборах множества мелких партий так называемая премия может достигать 40%. Большая ее часть достанется "Единой России". И тогда она, получая на выборах 20-30%, в Госдуме сможет иметь больше 60% мест, говорит зампред фракции "Справедливой России" Михаил Емельянов.
Как отмечает газета, в понедельник в ходе встречи президента Медведева с общественным комитетом его сторонников секретарь президиума генсовета ЕР Сергей Неверов настойчиво просил его не разрешать создания предвыборных блоков. Он мотивировал это тем, кто крупные партии тогда поглотят мелкие, а это, дескать, недопустимо.