Операция в ингушском поселке Али-Юрт проходила рано утром 28 июля. Накануне вечером неизвестные обстреляли из гранатометов и стрелкового оружия здание УФСБ в городе Магас. Правоохранители предположили, что стрелявшие скрылись в близлежащем поселке Али-Юрт. В пять часов утра в село зашли силовики.
"Мы думали, что они, как обычно, пройдут по домам и проверят документы, но они стали избивать население, - рассказал пострадавший Батыр Заитов. - Меня вытащили из дома. Я увидел десять человек, одетых в камуфляжную форму. Не представляясь, они приказали мне лечь на землю, и начали пинать. Удары летели со всех сторон. Меня заставляли выдать преступников, стрелявших в здание ФСБ. Я боялся за свою жену и пятерых детей. Но защитить я их не мог. От сильных ударов по голове я потерял сознание. Когда пришел в себя, хотел вызвать "скорую", но это не удалось. Село было оцеплено, и никого не впускали и не выпускали. В больницу я попал только спустя шесть часов".
По словам пострадавших, подобным образом силовики прошлись по улицам Оржоникидзе и Зязикова, посетив около 30 домов. "Скорее всего, так активно проявляла себя только одна группа, - предположил Батыр Заитов. - Потому что все односельчане, которые потом оказались вместе со мной в больнице, были моими соседями этих двух улиц".
По словам правозащитников, в больницу было доставлено около 20 жителей села. "На больничных койках оказались даже старики и дети, - рассказал сотрудник правозащитного центра "Мемориал" Тамерлан Акиев. - Никого не пощадили. Избили даже 85-летнего дедушку, который возвращался из мечети".
Жители поселка подали коллективную жалобу в прокуратуру. Около 10 дней шла проверка. За это время следователям прокуратуры удалось установить, что в операции участвовали сотрудники ФСБ республики и представители временной оперативной группировки, в которую входят служащие МВД из разных регионов. "Виновных предстоит устанавливать военной прокуратуре, - рассказала помощник прокурора Ингушетии по связям с общественностью Светлана Горбакова. - В военной прокуратуре и будут решать, возбуждать ли уголовное дело. В ходе проверки выяснилось, что факты избиения действительно были. Однако пока неизвестно, кто именно действовал так жестко".
Тем не менее, в ФСБ отрицают, что их сотрудники могли так агрессивно провести операцию. "Никто из офицеров ФСБ не мог избивать мирных жителей, - заявил сотрудник УФСБ Республики Ингушетия. - Жители постоянно жалуются на нашу работу. Но если проявлять мягкотелость, в том участке Ингушетии совсем можно будет забыть о порядке и безопасности".
Несмотря на обращения в прокуратуру, сельчане и не надеются, что их обидчиков накажут. "Мы и не верим, что нас защитит закон, - признался Батыр Заитов. - Это стало понятно после того, как в больнице начали таинственно исчезать истории болезни потерпевших. Так дело спустят на тормозах".