Газета отмечает, что процесс над Ходорковским и Лебедевым журналисты НТВ освещали достаточно объективно, но параллельно существовало какое-то другое НТВ, где в прайм-тайм ставили документальные фильмы, обливающие ЮКОС и его бывших собственников отборной грязью. В сентябре 2004-го показали "Теракт с предоплатой", в ноябре вышел "Человек с метлой". В первом фильме из Ходорковского попытались сотворить финансиста чеченских боевиков, во втором на плечи руководства ЮКОСа возложили грех за использование в хозяйственной деятельности компании дворника-олигофрена. Но последним фильмом НТВ превзошло само себя. Похоже, "Бригада из ЮКОСа" снималась и ставилась в эфир с единственной целью: зрители должны были увидеть в Ходорковском и Лебедеве не интеллигентных "экономических" подсудимых, а кровавых бандитов и убийц, пишут "Новые известия".
В основу фильма было положено "дело Пичугина", бывшего начальника одного из подразделений службы безопасности ЮКОСа, которого 30 марта Мосгорсуд приговорил Алексея Пичугина к 20 годам строгого режима. Пичугина признали виновным в двойном убийстве и покушении на убийство. А уже 3 апреля документалисты НТВ объясняли стране, что Пичугин хотя и злодей, но всего-навсего исполнитель. Хорошо поставленный "криминальный" голос за кадром озвучивал это так: "Бывший офицер КГБ Алексей Пичугин был особым порученцем узкого круга юкосовских миллиардеров".
Дело Пичугина было засекречено, процесс проходил в закрытом для прессы и общественности режиме из-за имеющихся в деле, по мнению следователей, секретных материалов. И вдруг выясняется, что журналистам НТВ было разрешено не только узнать подробности следствия в тот период, когда оно еще продолжалось, но и побеседовать и со следователями, и с потерпевшими, и со свидетелями.
Далее в фильме были показаны любительские кадры пикника или охоты. "Ходорковский стреляет из винтовки. Пичугин занимается тем же самым",- вещал голос за кадром. Потом в кадр попадал Леонид Невзлин на байдарке, затем - как Невзлин занимается йогой. Никакой особой крамолы в этом home video не было. Но авторы фильма преподносили свой трофей по-другому: с помощью закадрового текста и режиссерского осмысления любительской пленки они постарались сделать из пикника миллиардеров привал полевых командиров, пишут "Новые известия".
Откуда взялась кассета с неформальной записью, также непонятно. Но, скорее всего, ею завладели во время обысков по "делу ЮКОСа", полагает газета. За время гонений в ЮКОСе прошли сотни обысков, в ходе которых были разворошены десятки личных видеоархивов.
Все остальное время фильма посвящено описанию "преступной деятельности бригады из ЮКОСа". Эпизод первый: покушение на бывшего советника Леонида Невзлина Ольгу Костину. В 1999 году кто-то взрывает бомбу под дверью квартиры, где живет мать Костиной. Со временем следствие установит, что бомбу подкладывал тамбовский убийца и насильник Коровин. По версии следствия, Коровина привлек к преступлению некто Алексей Пешкун, который, в свою очередь, выполнял поручение Сергея Горина, а Алексей Пичугин стоял уже за Гориным. При этом государственный обвинитель по "делу Пичугина" Камиль Кашаев утверждает, что финальным звеном в этой цепочке был отнюдь не Пичугин, а Невзлин. Ссылаясь на свидетельские показания, прокурор заявлял, что Невзлин лично раздавал исполнителям фотографии и адреса будущих жертв.
В этой истории много белых пятен. Например, не ясно, почему непосредственный исполнитель Коровин знал не только всех посредников, но и главного заказчика, против которого охотно и свидетельствовал. Прокуроры утверждают, что юкосовцы - это матерые волки, но тогда почему они так по-детски оплошали и не избавились от нанятого киллера сразу после его провального покушения, задается вопросом газета.
Второй эпизод фильма касается исчезновения в 2002 году семьи Гориных. Было это убийство или нет - сказать сложно. Тела супругов Гориных - Сергея и Ольги - так и не найдены. Тем не менее, это "убийство" стало главной козырной картой обвинения в "деле Пичугина". Авторы фильма постарались доказать, что за спиной Пичугина и на этот раз маячили боссы из ЮКОСа и что именно последним была выгодна смерть мелкого тамбовского предпринимателя. Как утверждает следствие, Сергей Горин был соучастником Пичугина во многих преступлениях, то есть убийство Горина - это разборка между своими. Но на этот раз тривиальные мотивы не годились: обвинение решило исходить из того, что судьба Горина определилась после его дерзкого разговора с Ходорковским. Но это был не Ходорковский-сын. Это был Ходорковский-отец.
Следствие не постеснялось впутать в "дело ЮКОСа" пожилого отца Михаила Ходорковского. Роль главного ньюсмейкера снова исполнил прокурор Камиль Кашаев: на пресс-конференции по итогам суда над Пичугиным 30 марта Кашаев рассказал о якобы имевшем место полуторачасовом разговоре между Борисом Ходорковским и Сергеем Гориным. Из слов прокурора получалось, что Горин "проинформировал отца Ходорковского о совершенных "заказах", убийствах" и потребовал обещанного и до сих пор не выплаченного вознаграждения, якобы угрожая отцу Ходорковского разоблачением сына. "Горин со своим знакомым ездили к отцу Ходорковского, именно к отцу, поскольку сам Михаил Ходорковский всегда был в разъездах", - так пояснил этот эпизод Камиль Кашаев.
Судя по фильму, НТВ ставило перед собой задачу доказать телезрителям вину руководства ЮКОСа, но добилось прямо противоположного результата. Если потребовалось снять практически художественный фильм про "злодеяния Ходорковского", то, значит, доказательств вины следствие предоставить не может, заключают "Новые известия".
Напомним, что на этой неделе ряд СМИ уже высказали свое отношение к показу по двум центральным российским телеканалов "изобличительных сюжетов" о ЮКОСе. В частности, газета "Московская правда" отмечала, что заметные этапы "дела ЮКОСа" власть привыкла ознаменовывать заметными PR-кампаниями. И последнюю из них - показ по телевидению заведомо компрометирующих сюжетов о ЮКОСе, сравнить можно только с расстрелом, писала газета.
Интернет-журнал ej.ru писал, что авторы показанных на РТР и НТВ сюжетов преследовали одну цель - убедить российских граждан, что ЮКОС - "банда, которую необходимо уничтожить". А для пущей убедительности были использованы различные художественные средства.
Другое издание - Известия.ru - не исключает, что существует договор о "шефской помощи" между Генеральной прокуратурой и отдельными телеканалами.