На митинг в Новопушкинском сквере Москвы правоохранительные органы разрешили собрать 350 человек, сообщил главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов. Главный лозунг, с которым газета, по словам Муратова, идет на митинг, - "Суд над убийцами Анны Политковской должен быть открытым!".
Накануне Следственный комитет при прокуратуре РФ объявил о направлении в Московский окружной военный суд уголовного дела ее предполагаемых убийц - уроженцев Чечни Джабраила и Ибрагима Махмудовых, а также бывшего сотрудника РУБОПа Сергея Хаджикурбанова. Последний вместе с подполковником ФСБ Павлом Рягузовым проходит еще и по эпизоду о превышении должностных полномочий и вымогательстве у одного из московских предпринимателей. Поскольку Рягузов являлся сотрудником ФСБ, дело об убийстве Политковской направлено в Московский окружной военный суд. Слушания, скорее всего, будут проходить в закрытом режиме, так как в деле есть материалы, предоставленные спецслужбами.
- Александр Политковский: "следствие в нашей стране может хорошо работать"
- Правозащитники сомневаются, что заказчики убийства будут найдены
Журналистка "Новой газеты" Анна Политковская была застрелена в подъезде своего дома на Лесной улице 7 октября 2006 года. Это преступление вызвало столь широкий международный резонанс, что власти России пообещали найти убийц в самые сжатые сроки, а тогдашний генпрокурор России Владимир Устинов взял расследование дела под свой контроль. Уже через год в рамках следствия по делу было задержано свыше десятка лиц, напоминает "Коммерсант".
Но спустя два года после убийства обвиняемых осталось лишь трое. Это уроженцы Чечни братья Джабраил и Ибрагим Махмудовы, а также бывший сотрудник РУБОПа Сергей Хаджикурбанов. Причем последнего следствие считает организатором преступления, а братьев Махмудовых рядовыми соучастниками. Якобы именно они следили за жертвой, передавая полученную информацию киллеру. Им, по версии следствия, являлся третий брат Рустам Махмудов, который сейчас находится в розыске. Согласно просочившейся в СМИ информации, он скрывается за границей.
"Сказать, что он скрывается конкретно за границей или конкретно на территории России я не могу: даже если бы знал, не сказал - это следственная тайна. Но как бы то ни было, ищут его везде. Он объявлен и в федеральный, и в международный розыск по двум уголовным делам. Есть санкция на арест, который должен быть произведен, где бы его ни нашли", - заявил в интервью "Новой газете" старший следователь по особо важным делам СКП РФ Петрос Гарибян.
Между тем, по словам адвоката Джабраила Махмудова Мурата Мусаева, из материалов дела не ясно, кто же был заказчиком данного преступления. "Есть какие-то намеки не то на регионального лидера, не то политика, - рассказал Мусаев.- Сказано лишь, что заказ на убийство поступил от лиц, недовольных профессиональной деятельностью журналистки". Следователь по делу Петрос Гарибян сообщил, что заказчики данного преступления не установлены и их дело выделено в отдельное производство. По его словам, в данное время подозреваются от двух до четырех человек, но, как добавил следователь, этот круг может быть расширен.
По словам главного редактора "Новой газеты" Дмитрия Муратова, то, что дело передали в суд, еще не означает, что расследование в целом закончено. "Не может считаться законченным следствие, если убийца Анны Политковской не пойман, а заказчик не определен", - заявил Муратов. Он напомнил, что именно в Московском гарнизонном военном суде было "развалено" дело об убийстве журналиста "Московского комсомольца" Дмитрия Холодова, поэтому Муратов и его коллеги против того, чтобы дело об убийстве Политковской рассматривалось в закрытом режиме.
В то же время сын журналистки Илья Политковский, выступивший недавно на пресс-конференции в штаб-квартире организации "Репортеры без границ" в Париже, заявил, что не обвиняет "в организации этого преступления непосредственные власти страны, так как на это ничто не указывает". "К убийству причастны отдельные сотрудники ФСБ и их агенты", - считает Политковский.
Он напомнил, что также потерпевшей стороной подана жалоба в Страсбургский суд по статье 2 Европейской конвенции об основных правах и свободах человека (нарушение права на жизнь). "Новая газета", в свою очередь, ведет параллельное расследование, которое основывается на установлении заказчика, исполнителя и сообщников.
Эпизод Рягузова- Хаджикурбанова
Также по делу, но по другому эпизоду, в качестве обвиняемого проходит подполковник ФСБ РФ Павел Рягузов. Сначала его пытались связать с делом об убийстве журналистки (якобы он передал соучастникам убийства адрес ее проживания). Но в окончательной редакции обвинения об этом уже не упоминалось.
Сейчас Павла Рягузова обвиняют в том, что вместе с Сергеем Хаджикурбановым в 2003 году он вымогал 10 тысяч долларов у предпринимателя Эдуарда Поникарова. Якобы на него поступило заявление от партнера, обвинившего Поникарова в мошенничестве. По версии следствия, Сергей Хаджикурбанов вместе со своим знакомым Рягузовым избил потерпевшего на глазах у жены, требуя денег. И лишь после того как женщина вызвала милицию, приятели оставили Поникарова в покое. В 2003 году дело о "превышении полномочий" и "вымогательстве" замяли. Но в ходе расследования уголовного дела об убийстве Анны Политковской этот эпизод всплыл снова, в связи с чем и был включен в уголовное дело об убийстве журналистки.
Александр Политковский: следствие в нашей стране может хорошо работать
В годовщину гибели Анны Политковской ее бывший муж, тележурналист Александр Политковский в интервью газете GZT.ru высказал свое мнение о работе прокуратуры.
Если два года назад он предполагал, что дело Анны Политковской не будет раскрыто, так же как и дело об убийстве Влада Листьева, то после того как сегодня на скамье подсудимых оказались несколько человек, он изменил свое мнение.
"Как ни странно, именно на примере дела Ани стало возможным сказать о том, что следствие в нашей стране может хорошо работать", - сказал Политковский.
По его словам, в деле есть много недоработок, но критиковать за них стоит уже после того, как состоится суд. Для тележурналиста также остается невыясненным главный вопрос - о мотивах убийства, кто является заказчиком преступления.
Оценивая работу следственных органов в целом, Политковский отметил, что в России сейчас хорошо работают над громкими делами, и подчеркнул, что на таком же высоком должны прорабатываться все уголовные дела.
Он положительно оценивает проведение суда с присяжными. По его словам, это ценный гражданский опыт для России, даже если на присяжных в данном деле будут давить.
"И на самом деле не важно, каким будет наказание (если суд решит, что вина есть), ведь жестокость - это не то, что учит. Главное, что эти люди ответят перед законом", - считает Политковский.
Правозащитники сомневаются, что заказчики убийства будут найдены
Глава Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева опасается, что заказчики убийства обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской не будут найдены, и это преступление останется нераскрытым.
"Прошло уже два года. К сожалению, к перспективам расследование этого дела я отношусь пессимистично", - сказала "Интерфаксу" Алексеева, которая возглавляет старейшую в России правозащитную организацию.
"Насколько я знаю, в "Новой газете" сначала были очень довольны тем, как идет расследование, но потом стали относиться более критично. Не раскрыто дело не только Анны Политковской, но и дело об убийстве Юрия Щекочихина (журналиста "Новой газеты") и Галины Старовойтовой (депутата Госдумы). Все это политические убийства", - сказала Алексеева.
Пессимизм по поводу хода расследования убийства Анны Политковской разделяет уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. "Сейчас расследование находится в странном и противоречивом состоянии, которое не может удовлетворить общественность", - сказал Лукин.
"Время от времени существуют какие-то странные заявления о том, что вроде все обнаружено, но только какие-то странные обстоятельства мешают это представить суду. То ли кто-то убежал, то ли кто-то скрылся. А сухой осадок в том, что нет никого, чтобы осудить", - отметил он.
"Критерием того, раскрыто преступление или нет, является предоставление серьезных доказательств суду относительно исполнителей и заказчиков. Пока этого нет, преступление не раскрыто. Это в полной мере относится к делу Анны Политковской", - добавил российский омбудсмен.