"Я не признавал и не признаю себя виновным. У них там сломался принтер, и они там одно и то же печатают. Ты понимаешь слова, но связать это в смысл не можешь. Эту мантру "Серебренников дал указания превратить что-то во что-то" - я не понимаю, как эта фраза относится ко мне как к худруку, который всегда сторонился финансовой деятельности", - заявил Среберенников.
По его словам, "обвинение сводится к тому, что мы предоставляли в Минкульт ложные данные о количестве мероприятий, а я утверждаю, что как худрук следил за мероприятиями, которыми проект знаменит".
Режиссер высказал пожелание к Минкульту, чтобы тот сформулировал претензии к проекту "Платформа": каких мероприятий не было, где была завышена стоимость. Серебренников призвал ведомство "не бояться, не тушеваться, и выступить в суде, объяснить всем людям, что его не устроило в проекте "Платформа". "Если Минкульт не найдет в себе сил, то я как худрук готов дать показания первым в начале процесса. Спасибо", - подытожил режиссер.
Его адвокат Дмитрий Харитонов отметил, что первоначально обвинение утверждало, что спектакля "Сон в летнюю ночь" не было, и от этого было просто защищаться, так как спектакль идет до сих пор. Нынешнее обвинение же не содержит никаких сведений о том, каких мероприятий якобы не было и стоимость каких мероприятий была завышена.
"Следствие повторяет фразу, что похищенные 133 млн рублей использовали по собственному усмотрению. Мой подзащитный на допросе сказал, что использовал их по усмотрению на проект "Платформа", - отметил адвокат. "Очевидно, что проект "Платформа" состоялся, было 340 мероприятий, он шел три года, и все это есть в материалах дела. Мы считаем, что обвинение непонятное и неконкретное", - подчеркнул он.
Допрос Серебренникова
Далее Кирилл Серебренников высказал желание выступить первым, и адвокат начал задавать ему вопросы.
Вначале режиссер кратко рассказал о проекте "Платформа": в нем была воплощена идея мультижанровости на грани четырех видов искусства: театр, танец, музыка, медиа. На вопрос, каким образом государство планировало поддерживать проект, Серебренников ответил, что сначала даже не понял, каким образом. "В бумажке я указал, что нужен небольшой годовой бюджет, бюджет среднего, не самого лучшего театра. Как это все должно было реализовываться, я не знал", - пояснил он.
По его словам, в Минкульте ему посоветовали образовать автономную некоммерческую организацию (АНО), так как это удобный способ общения с министерством. Таким образом появилось АНО "Седьмая студия".
Адвокат отметил: в обвинительном заключении утверждается, что Серебреников договорился об учреждении АНО с работавшей в ведомстве Софьей Апфельбаум. "Это часть большой лжи, которая написана в этих всех обвинениях. Мы с Апфельбаум не были знакомы до входа на это совещание. Минкульт в лице дяденьки из финансового отдела предложил АНО", - ответил режиссер.
Серебренников подчеркнул, что в "Седьмой студии" у него не было ни распорядительских, ни финансовых функций: он как худрук только составлял всю программу проекта "Платформа" и никому не давал финансовых указаний.
Отвечая на соответствующий вопрос, режиссер сообщил, что, конечно, всегда знал о поступлении денег из Минкультуры, так как от них зависела жизнь театра, а еще более известно ему было, когда деньги задерживались, так как актеры могли попросту уйти.
"Деньги от Минкульта все время опаздывали, а программа утверждена, мы не можем сказать публике "уходите". Поэтому я звонил [экс-гендиректору "Седьмой студии" Юрию Итину]: у нас нет денег, что будем делать. И мы выдумывали способы, давали свои деньги личные, а потом возвращали из пришедших от Минкульта денег", - рассказал Серебренников.
"У меня периодически была задолженность по зарплате. Я заходил в бухгалтерию и стоял в гигантской очереди. И тогда я подошел к Итину и спросил, можно ли мне по блату получать деньги вне очереди, приносить деньги на проект. Мне приносили наличные деньги, я расписывался в ведомости на Винзаводе в цехе белого", - пояснил режиссер.
Около 15:00 судья объявила перерыв и постановила продолжить завтра, 8 ноября, в 9:30.
Ранее 7 ноября Мещанский суд Москвы признал режиссера Кирилла Серебренникова и других фигурантов дела о "Седьмой студии" гражданскими ответчиками по иску Министерства культуры России на 133,3 млн рублей. Помимо него на заседании присутствовали экс-гендиректор "Седьмой студии" Юрий Итин, бывший директор "Гоголь-центра" Алексей Малобродский и директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум. Все они возражали против признания их гражданскими ответчиками, так как, по их словам, они не считают себя виновными и, соответственно, не признают иск.