Энтузиасты запустили фейерверки в ночь на четверг под окнами здания Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) в Москве. На асфальте они также растянули небольшой плакат с портретом узницы. "УРА. Сегодня ночью у ФСИН России прогремел праздничный салют в честь дня рождения Толоконниковой! Поздравляем Надю!" - написала в своем Twitter-аккаунте московская арт-группа "Война", в которой состоят Толоконникова и ее муж Петр Верзилов.
- Отец Надежды: "Коробочки с цветными ленточками и лубочные открытки ей не нужны"
- Приговор Толоконниковой обжалован в Верховном суде
Опубликована и видеозапись этой акции:
Поздравил заключенную и известный музыкальный критик Артемий Троицкий. "Надежде Толоконниковой сегодня исполняется 24 года! Счастья, здоровья, присутствия духа, Надя! Силы и свободы у тебя и так на всех хватит", - написал он в своем микроблоге.
Толоконникова встречает день рождения в столыпинском вагоне на Транссибе
Впрочем, до Надежды эти поздравления вряд ли дойдут: в настоящее время ФСИН переправляет ее по этапу в новую колонию из мордовской, где она голодала, протестуя против пыточных условий и угроз со стороны администрации.
Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин накануне передал журналистам сведения, которые узнал от руководства ФСИН: "Толоконникова передвигается в отдельном отсеке, чтобы не связываться ни с кем другим в интересах безопасности, во время пересылок она находится в отдельной камере. С ней находится врач, она принимает пищу в полном объеме, и состояние здоровья ее, как говорят, удовлетворительное".
Куда именно везут узницу, неизвестно. Родным о ее новом месте заключения сообщат в течение 10 дней после прибытия туда. Хотя сторонники Надежды утверждают, что выведали пункт назначения: Красноярский край, поселок Нижний Ингаш, колония ИК-50 - это в 4400 километрах от Москвы, известила "Война" в своем микроблоге.
Учитывая, что никакой связи с Толоконниковой нет с 18 октября, ее сторонники принялись пикетировать здание ФСИН, требуя предоставить информацию о ее местонахождении. Их поддержала международная правозащитная организация Amnesty International, опубликовав 6 ноября заявление на своем сайте.
ФСИН пообещала раскрыть данные, но сослалась на закон, запрещающий разглашать их кому-либо, кроме близких родственников осужденного.
Отец Надежды: лучшим подарком была бы свобода
Как раз накануне 24-летия Надежды "Московский комсомолец" побеседовал с ее отцом Андреем Толоконниковым. Тот рассказал, что в свой первый день рождения за решеткой она получила послания от родных, которые ей передал адвокат Марк Фейгин. "Надя человек реалистичный и прагматичный, все эти коробочки с цветными ленточками и лубочные открытки ей не нужны. Она на все это смотрит параллельно", - сказал отец.
По его оценке, нахождение в зоне с наркоманками и убийцами превратило его дочь в более зрелого, более умного человека. Бунтарство же в ней - от бабушки: "Надя всегда говорила, что хотела быть похожа на Веру Ивановну. Надина бабушка - очень принципиальный и честный человек, коммунистка, за идею готова была идти в огонь и в воду". Кстати, Красноярск - не чужое место для Надежды. Она родилась в Норильске, но отец каждый год возил ее в Красноярск к своей матери, которая, как он говорит теперь, сыграла большую роль в ее воспитании.
"Честолюбие у Нади от природы, - продолжил Андрей Толоконников. - Во все времена были такие революционно настроенные женщины, которые фанатично служили одной идее, боролись за свои права, садились за свои убеждения в тюрьму". Свою собственную дочь, пятилетнюю Геру, Надежда тоже хочет вырастить самостоятельной и свободолюбивой. Сейчас девочка живет с бабушкой - матерью мужа, но отец Надежды забирает ее на выходные.
На вопрос "МК" о том, что бы он подарил дочери на день рождения, Андрей Толоконников ответил: "Свободу! Но это невозможно. Самым дорогим подарком в ее день рождения стало бы свидание с дочерью Герой. Но это тоже невозможно".
Освободить Толоконникову должны в марте 2014 года. Отец признался, что не хочет, чтобы дочь занималась политикой. "Я был бы рад, если она эмигрировала и где-нибудь во Франции, как диссидент, занималась общественной деятельностью. Трудно сказать, что захочет сама Надя. Но, как я понял, уезжать из России она не собирается. Будет продолжать образование в МГУ и дальше работать как правозащитник".