Владимир Каламанов, специальный представитель Владимира Путина по правам человека в Чечне, заявил, что "готов подать в суд на мэра Грозного Бислана Гантамирова".

"Несколько дней назад Гантамиров сказал, что отдает приказ своим подчиненным уничтожать террористов, застигнутых на месте преступления без суда и следствия. Но это по сути призыв к беспределу, грубейшее нарушение закона, и я готов подать в суд на мэра Грозного", - заявил Каламанов.

"Эхо Москвы" между тем сообщает, что сам Бислан Гантамиров подтвердил слова о приказе "уничтожать террористов на месте преступления", но, по его словам, "речь не идет о том, чтобы расстреливать всех подряд. Например, если увидели, как террорист закладывает бомбу, готовит теракт и человека убил √ никаких задержаний и пленений: не понимаю, зачем арестовывать такого террориста и тянуть месяцы судебный процесс", - сказал мэр Грозного "Интерфаксу".

При этом, по данным правозащитных организаций, внесудебные расстрелы в Чечне происходят часто: российские солдаты убивают мятежников, пойманных во время боев или людей, подозреваемых в сотрудничестве с сепаратистами. О таких расстрелах, в частности, заявлялось в докладе Human Right Watch, где говорилось среди прочего о доказанных случаях массовых казней. В то же время чеченцы, как заявляют российские военные, также часто убивают и пытают солдат федеральных войск, попавших в плен. Все заявления о внесудебных расправах со стороны российских военных, по словам официальных представителей, это "пропаганда боевиков".

По российским законам вина человека не доказана, пока он официально не признан виновным судом, но Владимир Лебедев, председатель Верховного Суда, в начале второй чеченской войны заявлял, что нельзя абсолютизировать это право: "ну, не надо же доказывать виновность Шамиля Басаева, например".

Тем временем, как сообщает РИА "Новости", расследование по поводу приказа Бислана Гантамирова открыла Генеральная прокуратура России. Расследование ведет заместитель Владимира Устинова Сергей Фридинский, хотя, по словам руководителя пресс-службы прокуратуры Леонида Трошина, "пока неясно, существует ли такой письменный приказ, равно как и устное распоряжение".

"Если же сообщения на этот счет верны, то по этому поводу можно сказать, что Гантамиров поддался эмоциям и забыл про такую вещь, как закон, что абсолютно недопустимо", - заявил Трошин.