"Численность, согласно заявке, составляет до 50 тысяч человек. Если будет больше 20 тысяч - придется перекрывать движение на (Новом) Арбате", - подтвердил в эфире "Эха Москвы" заммэра Александр Горбенко. Ранее координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов написал в Twitter: "Позвонили из Мэрии. Митинг "За честные выборы" на 10 марта согласован на Новом Арбате (от Арбатских ворот до Новинского б-ра) в 13.00". Следующий твит: "Количество участников митинга 10 марта - 50 тысяч человек. Начинаем готовиться. Нас должно быть много!"
Еще один организатор протестов, журналист Сергей Пархоменко, объявил в Facebook: "Участники акции соберутся в огромной пешеходной зоне - на всем протяжении улицы. В случае ее переполнения будет перекрыта и проезжая часть (на сей раз указание на это содержится прямо в тексте согласования)".
СМИ, эксперты, да и сами оппозиционеры тем временем рассуждают о судьбе протестного движения в целом и диаметрально расходятся в оценках. Оргкомитет акций "За честные выборы" намерен наращивать митинговую активность, те, кто остались на Пушкинской и дождались, пока их поволокут в автозаки, убеждены, что протестные настроения усилятся. Однако и в журналистском, и в экспертном сообществе многие выражают пессимизм, а некоторые члены оргкомитета даже обвиняют "отличившихся" на Пушкинской Сергея Удальцова, Илью Пономарева, Илью Яшина и Алексея Навального в провокационном поведении.
Разгон протестующих после митинга 5 марта заставил многих усомниться в том, что российские граждане захотят и дальше участвовать в подобных акциях, сообщает Радио "Свобода". Как аргумент сторонники такой точки зрения приводят цифры: оппозиция собрала на Пушкинской, по разным оценкам, от 15 до 30 тысяч человек, и это в разы меньше, чем было до выборов на Болотной площади и проспекте Академика Сахарова.
Небезызвестный журналист "Коммерсанта" Олег Кашин сказал радиостанции, что не видит смысла в акции 10 марта. "Я вообще не понимаю, зачем собираться 10 марта за честные выборы после выборов, когда уже все поздравляют Путина, когда уже никто не спорит с тем, что он избран президентом. Как-то это, по-моему, уже неактуально", - говорит он.
Политологи предлагают оппозиционным политикам "прекратить ерунду", а уличные акции перевести в новый формат
То, что протестное движение идет на спад, отмечает директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. "В выступлениях Навального и других оппозиционеров начинается повтор лозунгов, которые звучали раньше. Ничего позитивного, конкретного, нет новых предложений, новых форм борьбы", - аргументирует он "Независимой газете".
"В случае с президентскими выборами протестующие все равно не получат большинства - у них нет лидера. А Путин все равно получит более 50%. Нужно бросать эту ерунду и заниматься подготовкой к созданию нормальной политической партии", - предлагает эксперт.
Сам протест выдыхается, он просто исчерпал свои прежние формы, соглашается с Иноземцевым глава Центра политических технологий Игорь Бунин. "Когда политические лидеры выступают с одними и теми же декларациями - "Мы вместе", "Путин должен сидеть на нарах" и т.д., - это утомляет и вселяет недоумение".
Эксперт уверен: на митинги протеста собираются люди мыслящие, "которым не надо повторять сто раз одно и то же": "Все, что происходит в Москве, есть некая форма карнавала. Люди хотят устанавливать горизонтальные связи. Им надоели вертикали, им надоело командование, они хотят взаимоотношений по принципу "я и ты". Когда же собирается митинг, на котором выступают с одними и теми же лозунгами пять человек, это постепенно вызывает раздражение, рассуждает Бунин.
Он тоже призывает политиков заняться своим обычным делом - созданием партии. Что касается уличных акций, то от них отказываться не обязательно - просто их следует перевести в формат флешмобов, концертов, встреч с людьми, которые вызывают у людей доверие и симпатию - таким как Леонид Парфенов, Борис Акунин, Юрий Шевчук.
Журналисты, блоггеры и оппозиционеры спорят о том, кто виноват и что делать
Не только политологи, но и блоггеры, которые поддерживали акции "За честные выборы", сочли митинг 5 марта провальным, пишет "Независимая газета" в другой статье. Они напоминают, что ждали на акцию 40 тысяч человек, однако пришло вдвое меньше (официальная заявка была все-таки на 10 тысяч человек, пришло же 15-20 тысяч - прим. NEWSru.com).
Популярный блоггер и журналист Илья Азар посетовал, что атмосфера на акции стала "иной": "Митинг уже совсем не такой, как Болотная", - цитирует его издание Lenta.ru. Он посетовал на отсутствие креатива со стороны его организаторов и участников. Скудость фантазии зафиксировали и другие пользователи социальных сетей.
"Вчерашнее бесцельное побоище на Пушкинской площади - результат допущенных оппозицией ошибок и свидетельство вхождения протестного движения (в том виде, в каком оно есть сейчас) в кризис", - написал в своем блоге 6 марта kon-budenogo. "Уже понятно, что имеющаяся тактика не может привести к результату. Эксперты говорили об этом уже... с месяц как. Сейчас надо остановиться, обдумать что происходит и понять что необходимо изменить", - предлагает он.
Председатель партии "Яблоко" Сергей Митрохин на своей страничке в Twitter на следующий день после акции поделился таким мнением: "Вчерашняя авантюра Удальцова и компании на руку только властям. Каждая такая провокация будет сокращать численность массовых митингов".
"Многие сейчас могут отказаться выходить на улицы по разным причинам: кто-то из страха, а кто-то из каких-либо других соображений, но в таком случае мы вернемся к тому, от чего ушли в декабре: несогласованным акциям по несколько сотен человек", - заявил Митрохин "РБК Daily". К тому же, как он подчеркнул, теперь станет сложнее согласовывать митинги оппозиции, так как подобные ситуации дают в руки мэрии лишний козырь.
Владимир Рыжков также не одобрил предложения не расходиться после митинга. "После заявления Сергея Удальцова о том, что он остается на площади, я предложил провести эту акцию в рамках встречи со мной как с депутатом, но сразу же после моего выступления Владимир Рыжков заявил, что это нарушает заявление оргкомитета, которого я, например, вообще не видел", - рассказал изданию депутат-эсер Илья Пономарев.
Сами задержанные активисты обвиняют в незаконных действиях только сотрудников полиции и ОМОН. Пономарев и Яшин при этом утверждают, что никаких предупреждений от полицейских, окруживших их у фонтана, они не слышали (в ГУВД заявляют, что оставшихся активистов через мегафоны в течение 40 минут убеждали разойтись). "Единственная провокация, которая вчера имела место, исходила со стороны властей, мы никого и ни на что не провоцировали", - цитирует издание Яшина.
На Радио "Свобода" член "Солидарности" заявил, что он и его сторонники ожидают роста протестной активности. А факт того, что на Пушкинскую пришло меньше народу, чем ожидалось, оппозиционер объясняет так: "Далеко не у всех есть возможность после рабочего дня приехать в центр города, чтобы выразить протест. Тем не менее, многие это сделали".
В свою очередь, координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов, который призывал с трибуны митинга не расходиться по его окончании, не исключает, что и 10 марта активисты откажутся покидать мероприятие. "Технология стояния на площадях хорошо себя зарекомендовала во многих странах, в то время как формат "прийти-постоять-уйти" нашим людям уже наскучил", - приводит его слова "Коммерсант".
То, что число участников понедельничной акции оказалось меньше прошлых аналогичных выступлений, Удальцова также не смущает. "Заявлялось мероприятие на 10 тысяч человек. Пришло людей больше. Ни о каких снижениях речи нет. Просто люди устали, ночью они работали наблюдателями. 10 марта придет больше", - уверенно заявил он "Независимой газете".
О перспективах движения оппозиции к цели Удальцов выразился так: "Будет много людей на улице - будет результат. Это несомненно". То, что лозунги оргкомитета "За честные выборы" не изменились, один из лидеров "Левого фронта" комментирует так: "Лозунги у нас давно сформулированы: политреформа и досрочные выборы. Мы не считаем легитимными ни Думу, ни президента. Нужна смена власти". "Насколько массовым будет протест, настолько реальной будет реализация этих требований. Мы за эскалацию мирного протеста", - заключил он.