В четверг в Балашихе должен был состояться суд по избранию меры пресечения Мифстахову. Однако адвокату аспиранта Светлане Сидоркиной стало известно, что его отпустили из изолятора. Об этом она сообщила ТАСС и "Медиазоне", отметив, что ее подзащитному не избрали никакой меры пресечения.
Сидоркина отметила, что Мифтахова отпустили из изолятора, не предупредив об этом заранее адвоката и его родных. Дядя Мифтахова уточнил, что не встретил племянника у изолятора, после чего направился к Балашихинскому городскому суду.
В беседе с "МБХ медиа" Сидоркина уточнила, что у Мифтахова сохранился статус подозреваемого. Адвокат подала жалобу в Следственный комитет на превышение должностных полномочий сотрудниками полиции.
"Думаю, что рассмотрят, потому что он удерживался необоснованно. Предполагаю, что его отпустили, потому что доказательств у них нет", - сказала защитник.
Сидоркина уточнила NEWSru.com, что во время обыска у Мифтахова 1 февраля полицейские выломали входную дверь; не представили ее подзащитному ни санкции суда, ни постановления следователя на проведение обыска, ни копию протокола о его результатах.
При обыске полицейские повалили Мифтахова на кровать и принудительно взяли у него образец слюны. В отделении полиции задержанный потребовал предоставить ему защитника и возможность позвонить родственникам.
В ответ, по словам Азата, стражи порядка нанесли ему удары руками и ногами, а потом один из полицейских приставил к его груди предмет, похожий на электрический шуруповерт, от которого у Мифтахова остался след с кровоподтеком.
"Опасаясь дальнейшего избиения, как это было в резонансном деле анархистов "Сети", Азат вскрыл себе вены на руках, имевшимся у него лезвием", - сказала Сидоркина. После оказания первой медицинской помощи и перевязки ран его доставили в Балашихинскую городскую больницу.
Азат Мифтахов был задержан 1 февраля. Вместе с ним на причастность к изготовлению взрывчатки проверялись еще пять студентов, но их отпустили в тот же день, оставив в статусе свидетелей. Сообщалось, что все молодые люди состояли в анархистской организации.
ТАСС со ссылкой на предварительные данные источника в силовых структурах сообщал, что аспирант изготовил взрывное устройство, которое было обнаружено 11 января 2018 года на Владимирской улице в подмосковной Балашихе.
"В материалах следствия указывается, что следы ДНК моего подзащитного были обнаружены на взрывном устройстве. Азат это отрицает", - заявила адвокат Светлана Сидоркина. Анонимный источник ТАСС также рассказывал, что при задержании у Мифтахова нашли арсенал, следы взрывчатки и анархистскую литературу.
Сам Мифтахов говорил "ОВД-Инфо", что при обыске в общежитии, проходившем в его отсутствие, у него изъяли ноутбук, несколько телефонов, книги, включая электронные, и крупную сумму личных сбережений.
Сообщалось также, что аспирант якобы признался, что в сентябре 2018 года несколько раз испытывал самодельное взрывное устройство в парке университета. Адвокат это опровергла, отметив, что "никаких признательных показаний Мифтахова в деле нет".
После задержания местонахождение аспиранта долго время оставалось неизвестным. Правозащитники, адвокаты и знакомые не могли с ним связаться, а правоохранительные органы выдавали противоречивую информацию.
Студент Даниил Галкин, которого задерживали в тот же день, что и Мифтахова, рассказал, что его на протяжении двух или трех часов избивали и пытали электрошоком в машине, вынудили дать показания против Мифтахова и "компрометирующее анархистов интервью "Первому каналу", а также "пообещать на камеру, что он будет сотрудничать с силовыми органами и сообщать информацию о борьбе анархистов с квартирными рейдерами, передавать адреса обороняемых анархистами квартир".
Кроме того, Мифтахов пожаловался на физическое давление и пытки со стороны сотрудников правоохранительных органов. Член Общественной наблюдательной комиссии Валерий Борщев, навестивший задержанного, подтвердил наличие травм у Мифтахова. По его словам, след от шуруповерта ему замазали зеленкой.
Борщев добавил, что наличие телесных повреждений подтверждается медицинским заключением центральной районной больницы и протоколом ИВС. Однако кто именно пытал Мифтахова, неясно, так как эти люди не представлялись и были в гражданской одежде. Не исключено, что речь может идти о сотрудниках ФСБ.
По похожему сценарию развивалось дело жителя Ленинградской области Павла Зломнова. В январе 2018 года его арестовали по делу о незаконном хранении оружия, он рассказавшего о пытках в ФСБ. Спустя год его выпустили на свободу и тут же снова арестовали по новому делу о публичном оправдании терроризма.