Коллегия из трех судей признала Хамхоева виновным в посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст.317), незаконном обороте оружия (ч.2 ст.222), создании и руководстве незаконным вооруженным формированием (ч.2 ст.208), склонении к совершению преступлений террористической направленности (ч.1 ст.205.1) и умышленном повреждении имущества (ч.2 ст.167) УК РФ, сообщает Следственный комитет РФ на своем сайте во вторник.
Гособвинитель просил назначить ему наказание в виде 15 лет лишения свободы. Суд принял решение с учетом смягчающих обстоятельств дела, в частности того, что Хамхоеву на момент совершения инкриминируемых ему деяний еще не исполнилось 18 лет, передает ИТАР-ТАСС.
"Следствием и судом установлено, что Хамхоев являлся участником НВФ, целью деятельности которого являлось совершение преступлений в отношении сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих для воспрепятствования их деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также дестабилизация обстановки в Ингушетии", - говорится в сообщении на сайте СКР.
По данным СК, с мая 2010 года Хамхоев занимался противоправной деятельностью, связанной с участием в НВФ, склонением лиц к совершению терактов. Также, по данным следствия, Хамхоев совершил покушение на инспектора вневедомственной охраны Салмана Торшхоева, установив под днищем его машины самодельное взрывное устройство. Кроме этого, по данным следствия, Хамхоев через пропагандистский сайт участников бандподполья "Хунафа" призывал к войне, свержению существующего строя, убийству сотрудников правоохранительных органов.
2 февраля 2011 года он был задержан в Сунженском районе Ингушетии, как участник ДТП. При осмотре в его автомобиле обнаружили и изъяли огнестрельное оружие и боеприпасы, сообщается в пресс-релизе СК.
Кроме того, Хамхоев является одним из обвиняемых по уголовному делу о теракте в аэропорту "Домодедово", совершенном 24 января 2011 года, отмечается в сообщении. По этому делу Хамхоева обвиняют в пособничестве смертнику Магомеду Евлоеву, взорвавшемуся в московском аэропорту.
Защита Хамхоева будет обжаловать приговор
Адвокат Хамхоева Магомед Цуров уже заявил, что "не согласен с решением суда и намерен его обжаловать". Ранее он заявлял, что Хамхоев не признает своей вины.
"Следствие представило моего подзащитного, по сути еще подростка, как матерого боевика, который создал незаконное вооруженное формирование и руководил им, хотя реальных доказательств этому нет", - утверждал защитник в октябре прошлого года, когда СКР объявил, что направил в суд уголовное дело Хамхоева.
Газета "Коммерсант" тогда писала, что Хамхоева на процесс в ВС Ингушетии из соображений безопасности будут возить ежедневно из соседней Северной Осетии, из СИЗО Владикавказа, где его держали.
"Матерый боевик" попался на банальном ДТП
Ранее сообщалось, что Башира Хамхоева задержали в Ингушетии в феврале 2011 года фактически случайно. Тогда силовики проводили в республике широкомасштабную операцию по поиску пособников "домодедовского взрывника" Евлоева. 3 февраля машину, на которой передвигался Хамхоев, попытались остановить для проверки на одном из постов ДПС в Ингушетии, однако тот попытался скрыться.
На одном из поворотов Хамхоев не справился с управлением, его "ВАЗ-2109" вылетел за обочину и перевернулся. Пострадавшего в аварии доставили в больницу, а в ходе осмотра машины были обнаружены автомат и патроны. Выяснилось, что молодой человек находится в розыске за участие в банде.
Следователи тогда поспешили объявить Хамхоева главарем отряда юных террористов, подготовивших и осуществивших взрыв в "Домодедово".
Вначале, однако, Хамхоева обвинили по статьям 208, 317 и 222. По версии следствия, Хамхоев, известный в вооруженном подполье под именем Асадун-Асад, руководил боевым звеном "сунженского джамаата", имея в подчинении более десяти боевиков. В правоохранительных органах Ингушетии утверждали, что Хамхоев лично принимал участие в нападениях на сотрудников ОВД Сунженского района, закладке взрывных устройств в общественных местах и ряде других преступлений.
Позднее СКР этапировал Хамхоева в московский СИЗО "Лефортово", инкриминировав ему ст.205 ("Терроризм") и объявив, что он лично участвовал в подготовке 20-летнего жителя села Али-Юрт Магомеда Евлоева. После того, как Евлоев из Назрани на рейсовом автобусе уехал в Москву, Хамхоев, по данным следствия, позвонил проживающим в столице братьям Исламу и Илезу Яндиевым, чтобы они встретили исполнителя будущего теракта. Яндиевы, в свою очередь, отвезли смертника в "Домодедово", где тот и взорвался на следующий день после приезда в Москву.
Взрыв в зале прибытия международных рейсов аэропорта "Домодедово" был совершен 24 января этого года. Жертвами стали 37 человек, пострадали около 200.
9 февраля суд в Магасе арестовал на два месяца родных брата и сестру смертника - Ахмеда и Фатиму Евлоевых, 1994 и 1998 г.р. Их подозревали в пособничестве брату-смертнику и сокрытии преступления. Также суд в Магасе арестовал 23-летнего Умара Аушева, односельчанина Магомеда Евлоева. Ему инкриминировалось то, что за два дня до теракта в Москве он подвез террориста в Назрань.
Газета "Московский комсомолец" писала тогда, что на этих лиц вышли благодаря показаниям задержанного летом 2010 год лидера бандподполья, полного тезки домодедовского смертника Магомеда Евлоева, более известного под именем Али Тазиев и кличкой Магас.
Следователи объявили, что Хамхоев вместе с братом и сестрой Евлоева сопровождал смертника в аэропорт "Домодедово". По одной из версий, Хамхоев также осуществлял связь с боевиками Доку Умарова, который, по мнению следователей, является организатором взрыва в аэропорту "Домодедово".
Как предполагали следователи, сестра помогала Магомеду Евлоеву собирать бомбу, которую он взорвал в толпе встречающих в аэропорту. Аушев обвинялся в том, что он отвез Евлоева из его родного села Али-Юрт в Назрань, откуда тот поехал в Москву.
Сестру и приятеля смертника позднее реабилитировали
Однако в сентябре прошлого года следственные органы МВД Ингушетии прекратили уголовное преследование Фатимы Евлоевой и Умара Аушева.
Как сообщили в МВД Ингушетии, следователи пришли к выводу, что ни сестра, ни приятель Евлоева не знали о намерениях террориста-смертника и ни в чем ему не помогали.
Ранее, 29 марта 2011 года СКР вынес постановление о привлечении в качестве обвиняемых по делу о теракте в "Домодедово" ряда лидеров бандподполья, в том числе Доку Умарова и Аслана Бютукаева - они обвиняются в создании устойчивой вооруженной группы и преступного сообщества (статьи 209, 210 УК РФ).
Кроме того, было вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемых в отношении Адама Ганижева, Ислама Евлоева и Аслана Цечоева - их обвиняют в участии в устойчивой вооруженной группе и преступном сообществе.