В ближайшие дни, по ее словам, аэропорту должны передать официальное заключение. "Мы в общем-то и не сомневались в качестве топлива, - отметила Елена Крылова. - Ведь в субботу из этого резервуара топливо получили 17 автомобилей-топливозаправщиков, обслуживших около 50 самолетов".
По ее словам, из той же машины, которая заправляла дагестанский борт, взявший 16 тонн горючего, 14 тонн топлива получил Ту-134 авиакомпании "ЮТэйр", который в тот же день летал в Сургут. Ни у одного из этих бортов проблем в полете не возникло.
- Бортинженер отрицает версию об ошибке экипажа
- Эксперты настаивают на проблемах с подачей топлива
Обзор наиболее актуальных статей российской прессы об аварии Ту-154 предлагает портал "Заголовки.ru".
Между тем ранее версию о том, что в топливо не была добавлена специальная жидкость - "незамерзайка", высказывалась вторым пилотом Магомедом Шамаловым. Впрочем, пилоты, летавшие и летающие на "тушках", утверждают, что проблема заледенения топлива в полете действительно была актуальна лет 20 тому назад, но после установки нового двигателя Д-30КУ-154 проблема заледенения топлива потеряла актуальность.
Сам Шамалов отказывается теперь от своих слов. По его мнению, журналисты незаконно подслушали его разговор со следователем и исказили при этом его слова. Теперь он намерен судиться.
"По новостям передали мои слова: мол, перед вылетом в топливо забыли добавить "незамерзайку", в результате чего двигатели отказали один за другим. Но я так не утверждал! Это было всего лишь предположение, одна из многих версий случившегося!" - цитирует слова Шамалова "Комсомольская правда".
Между тем в распоряжение Life News попало видео с камер наблюдения аэропорта "Домодедово". В первые секунды на записи видно, как самолет пролетает над взлетно-посадочной полосой и выкатывается за ее пределы.
Бортинженер отрицает версию об ошибке экипажа
Бортинженер Ту-154 Владимир Щетинин отрицает вероятность ошибки экипажа при подготовке к полету и утверждает, что включил все необходимые системы перед запуском двигателей, в том числе и насос подкачки топлива, передает РИА "Новости". Ранее в СМИ высказывалось предположение, что двигатели у самолета отказали из-за того, что пилоты забыли включить топливный насос.
"Как и положено, во время предполетной подготовки я включил насос подкачки топлива и доложил об этом командиру. Если бы я не включил насос, двигатель просто не завелся бы. Все "тушки" сейчас переведены на автоматическое включение насосов подкачки топлива", - заявил Щетинин газете "Известия".
"Взлетели мы благополучно. Но на высоте 7800 метров резко упало давление топлива. Заглохли два двигателя. Вырубилось электрооборудование. Затем при снижении заглох и третий двигатель. Но ближе к земле один из двигателей снова заработал. Правда, с перебоями. Это позволило мне на высоте 3000 метров запустить вспомогательную силовую установку, которая восстановила энергосистему самолета. Благодаря этому мы сели", - рассказал бортинженер.
Эксперты настаивают на проблемах с подачей топлива
Помимо этого, были отвергнуты версии теракта и попадания птиц в двигатель. Это было установлено уже по результатам осмотра места происшествия, изучения самолета, опроса экипажа и пассажиров, передает "Российская газета".
Приоритетной версии так и не появилось. До вечера 6 декабря работавшие на месте катастрофы эксперты не смогли найти речевой самописец самолета, на котором они надеются обнаружить запись переговоров летчиков с диспетчером и между собой, чтобы разобраться в обстоятельствах катастрофы.
"Сейчас почти наверняка можно сказать, что проблемы были связаны с подачей топлива к двигателям. Ранее подобное уже случалось с "Ту-154". Что стало причиной на сей раз: ошибочные действия экипажа или отказ техники, - должно определить следствие", - приводит слова эксперта "Московский комсомолец".
Кандидат технических наук, летчик Владимир Герасимов считает, что причина проблем с подачей топлива в недосмотре экипажа и в его плохой подготовке. Он утверждает, что не были включены подкачивающие насосы и в итоге, когда топливо из расходного бака закончилось, двигатели начали отключаться, но не одновременно, а в зависимости от разной длины трубопровода к каждому.
"Сейчас появилась информация: якобы один из движков продолжал работать во время посадки. То есть можно предположить, что летчики к этому моменту могли уже врубиться, что не включили насосы, и включить их. Этого хватило, чтобы работал один из двигателей. Вообще-то чтобы запустить выключенные двигатели, надо знать причину их выключения. Это записано во всех руководствах. Очевидно, летчики, хоть и подключили насосы, все же окончательно не разобрались в ситуации, которая требует соответствующих знаний", - считает Герасимов.
По его словам, при удалении, на котором они находились от "Домодедово", пилоты вполне могли оперативно развернуться и сесть вообще без работающих двигателей, планируя, и тем более с одним рабочим двигателем.
Напомним, что накануне были названы пять рабочих версий причин крушения: техническая неисправность самолета перед вылетом, отказ узлов и агрегатов во время полета, ошибка экипажа, некачественное топливо, сложные метеоусловия и иные версии.
Аварийная посадка авиалайнера "Дагестанских авиалиний" в аэропорту "Домодедово" произошла в минувшую субботу. Самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и развалился на части. Ту-154 перевозил из Москвы на Северный Кавказ 160 пассажиров. При аварийной посадке погибли два пассажира, 82 человека пострадали, 55 были госпитализированы.
Состояние трех членов экипажа оценивается врачами как тяжелое и средней тяжести. Капитан судна 60-летний Закаржа Закаржаев получил ушиблено-рваную рану головы, а также ранение левой кисти и ссадины на левой голени. В той же больнице лежит 40-летний штурман самолета Марон Кампаев. Во время аварии он получил сочетанную травму, открытый вывих левой стопы и правой пяточной кости. Кроме того, у штурмана ушиб грудной клетки, сломаны два ребра и нос.
Бортинженер 52-летний Владимир Щетинин находится в нейрохирургическом отделении ГКБ №7. Его состояние врачи пока оценивают как тяжелое. Второй пилот Магомед Шамалов находится в нейрохирургии городской клинической больницы №1 имени Пирогова с переломом руки. Уголовное дело по факту экстренной посадки в "Домодедово" пассажирского Ту-154, летевшего из Москвы в Махачкалу, было возбуждено Московским межрегиональным следственным управлением на транспорте по ч.3 ст.263 УК РФ "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта".