Накануне на полигоне у села Высокий Холм в Краснинском районе Смоленской области начались работы по ликвидации санкционных продуктов. После того как журналисты издания приехали на место событий, они увидели множество фруктов и овощей. "Если помидоры полностью уничтожены, то персики вполне пригодны для употребления. Местные жители не преминули этим воспользоваться. Селяне мешками тащат с полигона фрукты", - говорится в материале издания.
Местные жители рассказывают, что они забирают санкционные фрукты домой, потому что из них, в частности, из персиков, получается "отличная самогонка". "Для ее изготовления даже не понадобится сахар, достаточно одних дрожжей", - рассказывают они.
Фото дня. После уничтожения санкционной еды люди собирают недодавленное (Автор: Геннадий Можейко) pic.twitter.com/d8vb5vGXkQ
— Телеканал ДОЖДЬ (@tvrain) August 7, 2015
Напомним, уничтожать на месте ввезенные в Россию товары из санкционного списка предложил президенту РФ Владимиру Путину глава Минсельхоза Александр Ткачев. "Хорошо. Давайте согласимся с предложением министра", - сказал на это президент. Подобные меры поддержали также премьер-министр Дмитрий Медведев и Роспотребнадзор.
Накануне Ткачев заявил, что уничтожение санкционных продуктов соответствует мировой практике и не вызовет скачка цен. "Есть мировая практика - если ты нарушил закон, если это контрабанда, это должно подлежать уничтожению", - цитирует "Коммерсант-Online" главу ведомства. "Рост цен на продовольствие… считаю, что если будет, то вместе с инфляционными ожиданиями, с инфляцией… Скачка резкого, непрогнозируемого мы не получим, потому что ситуация на рынке продовольственном достаточно стабильна. Я считаю, что она прогнозируема и ничего сверхъестественного не произойдет", - отметил руководитель Минсельхоза.
Между тем в Сети появился ролик, высмеивающий массовое сжигание санкционной продукции в России и намекающий на показную природу мер, принятых руководством РФ. Программу "О сжигании" сняли в Нижневартовске.
Эксперт: уничтожение продуктов - психологическая мера
Один из собеседников Forbes в правительстве назвал решение об уничтожении продуктов психологической мерой. "Никто не собирается уничтожать тоннами пармезан с хамоном, и этого не будет. Но мы рассчитываем, что объявленные меры и угроза потерять деньги серьезно снизят объем нелегального продовольственного импорта из Белоруссии", - пояснил чиновник.
По словам собеседника издания, правительство вряд ли будет реагировать на призывы не уничтожать еду, а отдавать ее, например, в детские дома: "Тогда в нашей мере нет никакого смысла. Сети и импортеры по-прежнему будут продавать и завозить санкционную продукцию в больших количествах". "Уже сама информация о том, что санкционная продукция будет уничтожаться, сыграла свою роль, поставки резко сокращаются", - заявила ранее "Интерфаксу" пресс-секретарь Россельхознадзора Юлия Мелано.
Накануне стало известно, что депутат Госдумы РФ Евгений Федоров готовит законопроект, который приравняет ввоз санкционных продуктов к контрабанде. По мнению парламентария, за поставку запрещенной продукции из Евросоюза, США, Канады, Австралии и Норвегии необходимо ввести уголовную ответственность.
Председатель московской коллегии адвокатов "Шеметов и партнеры" Максим Шеметов объяснил "Коммерсанту-FM", что в создании отдельной законодательной нормы, регулирующей ввоз санкционных продуктов, нет особой необходимости. "На данный момент существует статья 226 примечание 1, которое предусматривает ответственность за контрабанду товаров, которые включены в список так называемых стратегически важных товаров, и в случае, если санкционные товары попадут в этот список, то уголовная ответственность будет предусмотрена этой статьей", - пояснил эксперт. Наказание по данной статье - от семи до 12 лет тюрьмы.
При этом Шеметов считает, что "прибыли от контрабанды столь высоки, что какая-либо ответственность никогда никого не останавливала". Если мы хотим действительно ограничить ввоз этих товаров, то необходимо менять систему контроля за ввозом этих товаров и за распространением их, так называемых систем постконтроля, давать дополнительные полномочия таможенным органам в этом направлении, а не менять Уголовный кодекс", - указал собеседник издания.
Обозреватель The Financial Times Кортни Уивер отмечает, что с началом новой кампании российских властей по уничтожению еды продуктовые санкции РФ приобрели более зловещий оттенок. "Эта кампания также подняла вопросы о сознательном уничтожении продовольствия в стране, где более десятой части населения живет за чертой бедности и многие пережили голод в период Второй мировой войны и дефицит продуктов в советское время", - подчеркивает журналист. Подборку переводов статей иностранных изданий на тему уничтожения санкционной продукции публикует InoPressa.