Правительственная комиссия Ингушетии подготовила проект соглашения о границе с Чеченской республикой
республика Ингушетия
Правительственная комиссия Ингушетии подготовила проект соглашения о границе с Чеченской республикой - то есть пошла по пути, который осторожно предложил для решения конфликта полпред президента на Кавказе Александр Хлопонин. В субботу пресс-служба главы Ингушетии сообщила, что правительственная комиссия по вопросу определения административной границы между Чечней и Ингушетией завершила работу, ее выкладки будут направлены полпреду.

В тексте с множеством прописных букв указывается: "Сегодня председатель комиссии Мухарбек Дидигов сообщил главе республики Юнус-Беку Евкурову о том, что правительственной комиссией подготовлен проект соглашения по вопросу определения границы с Чеченской республикой".

Дидигов на встрече с шефом сообщил: "Прежде чем сформировать нашу позицию, мы несколько раз проводили заседания. Работа велась в четырех группах, и сегодня я представляю вам на рассмотрение документ, поддержанный всеми членами комиссии". Также он подчеркнул, что все документы, использованные в ходе работы комиссии, основаны на федеральном и региональном законодательстве о местном самоуправлении.

Минрегион, высказавшийся по поводу конфликта, указал, что изменение границ возможно, но на это необходимо согласие обоих субъектов РФ.

Глава Ингушетии поблагодарил членов комиссии за плодотворную работу и поручил направить проект соглашения в парламент Чеченской республики, министерству регионального развития и полпреду президента РФ в СКФО.

О том, как в Ингушетии решили поделить спорные территории, пресс-служба не сообщает.

В Чечне "ни о каких докладах" не слышали

Председатель парламента Чеченской республики Дукваха Абдурахманов заявил "Интерфаксу" в субботу: "Мы не встречались на этой неделе, последняя встреча была две недели назад. После этого ни о каких докладах, ни о какой законченной работе, ни о каком проекте они (представители Ингушетии) с нами не разговаривали. Ближайшая встреча у нас должна быть на следующей неделе. Если они нам предложат какой-то проект, то мы будем его рассматривать. У нас пока его нет".

Ранее чеченский спикер заявлял, что установление административной границы между Чечней и Ингушетией не приведет к конфликту двух республик. "Никаких конфликтов не будет. Мы граждане одной страны, поэтому все вопросы уходят в Конституционный суд, если будут споры. Также мы братья и один народ, как мы можем из-за земли спорить? У нас есть чиновники, президенты республик, парламенты, уполномоченные решать эти вопросы за рабочим столом, и никаких конфликтов не будет, это не бравада", - сказал Абдурахманов, выступая в Ставрополе 20 сентября.

Кадыров нашел новое направление: в Грузии "появился просвет"

Глава Чечни пока не отреагировал на план урегулирования, предложенный ингушскими соседями. Зато у него появилось другое направление для развития.

В интервью программе "Вести в субботу с Сергеем Брилевым" он положительно оценил победу оппозиции на выборах в Грузии и заявил, что в развитии связей республики с соседним государством "появился просвет". По словам Кадырова, из Чечни в Грузию можно добраться за полчаса-час, и открытие этого направления было бы экономически очень выгодно. Но такое было невозможно, пока у власти в соседнем государстве оставался Саакашвили. После выборов ситуация, по мнению главы республики, может измениться.

"У нас любят грузинские танцы, песни, - цитирует Кадырова ИТАР-ТАСС. - Мы приедем (в Грузию) с концертной программой, спортивной, за мандаринами, апельсинами, будем жить хорошо".

Суть и опасность разногласий между Чечней и Ингушетией

Рамзан Кадыров заявил о намерении поднять на федеральном уровне проблему установления административной границы с Ингушетией в начале августа после спецоперации в ингушском селе Галашки, проведенной чеченскими силовиками. Тогда Кадыров объявил: если президент Ингушетии Евкуров не может навести порядок у себя, то ему помогут чеченцы. Юнус-Бек Евкуров в ответ написал своем блоге, что попытки пересмотреть границу могут привести к конфликту.

Вопрос о размежевании Ингушетии и Чечни уходит корнями во времена СССР, и на карте России между двумя отдельными республиками границы нет. Предметом споров двух кавказских республик издавна были Сунженский и Малгобекский районы Ингушетии, на которые и претендует теперь Чечня, пишет Forbes.

Ингушетия, лишившись этих районов, рискует исчезнуть с карты, так как эти два района составляют две трети территории республики. Без них у российского субъекта останется только два района-анклава. Правда, есть один способ сохранить республику - вернуть себе Пригородный район.

Эта территория по плану, к которому апеллировал Кадыров, должна принадлежать Ингушетии. Однако ситуация в Пригородном районе была непростой, в октябре 1992 года там возник вооруженный конфликт между ингушами и осетинами. Решение этого вопроса стало одной из заслуг Юнус-Бека Евкурова. Он инициировал муниципальные выборы в районе и фактически отказался от него, добившись таким образом отсутствия напряженности на границе с Северной Осетией.

Таким образом, высказывая территориальные претензии, Рамзан Кадыров фактически вовлекает в конфликт не только Чечню и Ингушетию, но еще и Северную Осетию.

Эксперты связывают конфликт Кадырова и Евкурова в нынешней фазе со столкновением двух систем управления. Ингушетия стараниями главы республики воспринимается как такая же часть России, как, например, Ярославская область. А Чечня больше напоминает колонию, во главе которой стоит лидер, формально все контролирующий и отвечающий непосредственно перед президентом России. А в споре о границе Рамзан Кадыров проверял позицию Москвы: какая из двух систем управления федералам кажется более предпочтительной, отмечает Forbes.