"Все инсинуации в отношении якобы использования господином Усмановым в личных целях средств "Газпрома" являются лживыми и не соответствуют действительности. Господин Усманов и аффилированные с ним компании всегда не только соблюдают букву и дух закона, но и действуют в строгом соответствии с принципами корпоративного управления и этическими нормами", - сообщил официальный представитель бизнесмена (цитата по ТАСС).
При этом в пресс-службе миллиардера подчеркнули, что Усманов оставляет за собой право "использовать все доступные юридические средства защиты своих законных прав и интересов" в суде.
"Райское досье" представляет собой архив из 13,4 млн документов юридической компании Appleby, который опубликовал и проанализировал международный консорциум журналистов-расследователей. Этот архив показывает, как активно политическая элита использовала тайные налоговые оазисы, расположенные по большей части на райских островах - Сейшелах, Бермудах, Британских Виргинских Островах и т. п.
Согласно документам Appleby, когда Усманов возглавлял структуру "Газпрома" - "Газпром инвестхолдинг", та финансировала и контролировала фирму Kanton Services с Британских Виргинских Островов, которая, как оказалось, поучаствовала в покупке акций социальной сети Facebook, отмечает "Новая газета", участвовавшая в расследовании ICIJ.
По информации журналистов, Kanton Services вложила деньги в инвестиционный фонд предпринимателя Юрия Мильнера для покупки акций Facebook до того, как соцсеть публично разместила свои акции в 2012 году. После этого стоимость соцсети возросла с 6,5 млрд долларов до 105 млрд долларов.
Усманов и Мильнер приобрели до 10% акций Facebook в 2009 году и продали на размещении их часть, выручив около 1,6 млрд долларов, окупив все затраты и получив больше 500 млн чистой прибыли. Однако только теперь стало известно, что в Facebook пошли деньги офшорной фирмы газпромовской "дочки", которую в то время возглавлял Усманов.
В "Газпром инвестхолдинге" в разговоре с ICIJ заявили, что предоставляли займы офшорной фирме Kanton Services "для общекорпоративных целей". Мильнер, в свою очередь, пояснил, что фирма вкладывала деньги в один из инвестфондов под его управлением, который покупал акции Facebook.
При этом Мильнер заверил, что перед тем, как допустить Kanton в число инвесторов, фирму подвергли тщательной проверке. По его словам, об инвестиции в Facebook именно "газпромовских денег" говорить сложно, поскольку Kanton мог использовать и другие источники финансирования.