Авторы письма отмечают, что в СИЗО-1 города Петрозаводска, где содержится историк, обнаружены первые случаи заболевания коронавирусом. Учитывая, что вирус распространяется очень быстро, особенно в закрытых учреждениях, это вызывает значительную тревогу за судьбу Юрия Дмитриева, который всего два месяца назад перенес тяжелое простудное заболевание.
"В случае заражения риск серьезных, возможно, смертельных осложнений для него чрезвычайно велик", - подчеркивают авторы, напоминая, что за изменение меры пресечения Дмитриеву уже поданы две общественные петиции, собравшие в общей сложности около 22 тысяч подписей. Свои заявления на этот счет также сделали Международная федерация Прав человека (FIDH) и Европейская служба внешних связей.
"7 мая 2020 года в Верховном суде республики Карелия состоится заседание, на котором будет рассмотрена апелляция адвоката Юрия Дмитриева В.М. Ануфриева на решение Петрозаводского городского суда о продлении содержания под стражей до 25 июня. Мы просим сделать все возможное для того, чтобы это решение было отменено, и мера пресечения для Юрия Дмитриева была изменена на любую другую, не связанную с содержанием под стражей, до окончательного решения суда по его делу", - говорится в обращении.
В числе подписавших это письмо значатся актеры Олег Басилашвили, Юлия Ауг, Лия Ахеджакова, Елена Коренева, Вениамин Смехов, писатели Александр Архангельский, Денис Драгунский, Алина Витухновская, Сергей Гандлевский, Игорь Иртеньев, Алиса Ганиева, Алла Гербер, Наталья Громова, режиссеры Гарри Бардин, Владимир Мирзоев, Андрей Звягинцев, Константин Бронзит, Юрий Норштейн, Олег Дорман, журналисты Катерина Гордеева, Антон Долин, Владимир Познер, музыканты Вероника Долина, Борис Гребенщиков, Юлий Ким, Алексей Паперный, Тимур Шаов, Юрий Шевчук и другие.
Юрия Дмитриева обвиняли в развратных действиях (ст. 135 УК РФ) и изготовлении детской порнографии с участием приемной дочери (п. "в" ч. 2 ст. 242.2 УК РФ), а также в незаконном хранении оружия (ст. 222 УК РФ). Поводом для возбуждения уголовного дела стали фотографии обнаженной дочери, которые Дмитриев хранил на своем компьютере в папках "здоровье" и "контроль".
5 апреля 2018 года Петрозаводский горсуд полностью оправдал 62-летнего Дмитриева по "сексуальным" статьям, признав его виновным лишь в незаконном хранении основных частей огнестрельного оружия. Однако в июне того же года Дмитриева задержали по новому уголовному делу по п. "б" ч. 4 ст. 132 УК РФ ("Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста").
Соратники историка убеждены, что истинный мотив преследования Дмитриева - его многолетняя работа по поиску мест массовых расстрелов времен Большого террора на северо-западе России. В 2018 году Российское военно-историческое общество решило провести раскопки в урочище Сандармох, где Дмитриев нашел массовое захоронение жертв в годы террора. РВИО высказало гипотезу, что захороненные были советскими военнопленными, которых расстреляли финские войска. После того, как Дмитриев и его коллега Сергей Колтырин высказались против этой теории, их обвинили в развратных действиях в отношении несовершеннолетнего. Впоследствии районный суд в Медвежьегорске освободил Колтырина от наказания по состоянию здоровья, однако в начале апреля тот умер от рака в тюремной больнице.