Уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере, совершенное группой лиц по предварительному сговору) возбудила следователь по особо важным делам управления по расследованию организованной преступной деятельности следственного департамента МВД Валентина Светлова.
Пока новое уголовное дело возбуждено в отношении группы неустановленных лиц, целью которых, по версии следствия, являлось систематическое хищение денежных средств в особо крупных размерах, принадлежащих вкладчикам Мособлбанка.
Хищения, установили в МВД, проходили в период с 1 января 2012 года до принятия решения о санации банка - 19 мая 2014 года. Для осуществления своего замысла злоумышленники, по версии следствия, использовали "специально созданные и строго подчиненные им коммерческие организации", входящие в ОАО "Республиканская финансовая корпорация" (РФК). Используя эти компании, члены преступной группы, считает следствие, совершали фиктивные операции по счетам вкладчиков банка и выводили средства за банковский баланс.
Суммы хищений, установленные следствием, делают аферу одной из крупнейших в России. Согласно результатам проверки, проведенной Центробанком, после начала санации Мособлбанка по состоянию на 1 июня 2014 года на его балансе значилось 93,6 млрд руб. в качестве обязательств перед вкладчиками. Из этой суммы 81,2%, или 76 млрд "висели" на забалансовых счетах, "будучи ранее выведенными банком" из-под учета регулятора. Ущерб от деятельности "неустановленных лиц" следствие оценивает в 70 млрд рублей.
Новое руководство Мособлбанка подало с десяток исков в арбитражные суды Москвы и Мособласти, пытаясь взыскать исчезнувшие миллиарды из РФК. Кроме того, банк добивается банкротства РФК, но производство по соответствующему иску пока приостановлено.
Источники "Коммерсанта" утверждают, что фигурантами уголовного дела в ближайшее время могут стать основатель Мособлбанка и президент фонда возрождения народных традиций "Национальный фонд святого Трифона" Анджей Мальчевский и его сын, бывший совладелец банка Александр Мальчевский. Им также принадлежал и упоминаемый в материалах дела холдинг РФК.