После того как поздно вечером 17 января руководителя балетной труппы ГАБТ облили серной кислотой возле собственного дома, была создана специальная группа из числа лучших оперативников МУРа, полицейских Центрального административного округа и следователей, сообщается на сайте ГУ МВД Москвы. Они выдвинули различные версии - в частности, проверялись догадки, что покушение связано с профессиональной деятельностью артиста или что он стал случайной жертвой злоумышленника, который ошибся "объектом преступления".
Вскоре сыщики напали на след - их внимание "привлек круг общения одного из солистов балетной труппы" Большого театра, Павла Дмитриченко (в пресс-релизе ГУ МВД, впрочем, фамилии не называются), который в итоге и оказался заказчиком преступления. Как выяснили следователи, звезда балетной сцены, исполнявший роль Ивана Грозного, почему-то общался с ранее судимым безработным Юрием Заруцким.
5 марта полицейские задержали троих - предполагаемого заказчика Дмитриченко, предполагаемого исполнителя атаки Заруцкого и предполагаемого посредника Андрея Липатова.
Сам Липатов, напомним, утверждает, что о покушении ничего не знал и лишь выступал в роли водителя. Его родственники, которым пришлось во время расследования в шесть утра открыть дверь оперативникам, пришедшим с обыском, подтвердили, что Андрей работает водителем.
"Крутить баранку он стал после окончания техникума. К слову, Юрий Заруцкий - это его приятель, я его видел пару раз. У меня были проблемы с зубами и брат свел меня с ним - у Юрия был на примете хороший стоматолог", - рассказал "Московскому комсомольцу" Максим Липатов, брат Андрея.
Преступники тщательного готовились нанести удар, рассказывают в полиции: "Организатор и участники преступления выясняли график потерпевшего, определяли время его возвращения домой. Для этого ими приобретались мобильные телефоны, зарегистрированные на чужие имена". Ранее неофициальные источники сообщали, что Дмитриченко и Заруцкий попались именно из-за мобильных телефонов: полиция с помощью билинга проверила все звонки, совершавшиеся в округе в минуты покушения, и благодаря этому вышла на злоумышленников.
"Исполнителем так же в одном из магазинов Московской области, продающих запчасти, была приобретена кислота, для усиления концентрации которой злоумышленник произвел действия по выпариванию воды", - подтвердили в ГУ МВД сведения, просочившиеся ранее в СМИ благодаря анонимным источникам.
"Театральное" покушение балетного злодея
В день преступления преступники четко установили, когда потерпевший выйдет из Большого театра. Дмитриченко сообщил исполнителю, что Филин направляется в сторону дома. Там, на Троицкой улице, народного артиста и стал поджидать Заруцкий с кислотой. Дальнейшее известно со слов самого пострадавшего. "Я повернулся на него, и когда он повернулся, я увидел, что у него рука за спиной, капюшон, маска и только глаза. Я испугался, думал, что стрелять будет, честно говоря", - рассказывал балетмейстер в интервью. Заруцкий, по версии следствия, плеснул Филину в лицо кислотой, после чего скрылся.
42-летний артист был доставлен в больницу с ожогами лица и роговицы глаз. Ему была сделана серия офтальмологических операций. Спустя несколько недель Филина выписали из московской больницы, он уехал на лечение в Германию.
Многие наблюдатели с самого начала отметили особую "театральность" покушения на Сергея Филина. Так, бывший министр культуры Михаил Швыдкой назвал случившееся "демонстративным театральным злодейством с использованием серной кислоты".
Когда же выяснилось, что организатором покушения выступил "Иван Грозный", а конфликт, вероятно, разгорелся из-за женщины, это заставило по-особому взглянуть на случившееся и россиян, и иностранцев. "Танцор балета российского Большого театра, заработавший имя исполнением ролей злодеев, признался в организации кислотной атаки, почти ослепившей руководителя", - так, к примеру, описывает случившееся международное информагентство Reuters. Зарубежные газеты также не упустили случая опубликовать заголовки в духе: "Иван Грозный из Большого театра устроил кислотную атаку".
Справделивости ради нужно отметить, что Дмитриченко танцевал на сцене не только злодеев. В Большом театре он работает уже более 10 лет, за это время исполнил множество ролей. В числе последних его работ - партия раба в "Баядерке", Хозе в "Кармен-сюите", Ганса в "Жизели" Адана и Спартака в одноименном балете, перечисляет РИА "Новости".
Как бы то ни было, в ближайшее время Павлу Дмитриченко не придется выступать в театре. ГАБТ уже объявил, что ему найдется замена. "Для всех спектаклей, и балетных в частности, всегда готовятся несколько составов исполнителей, поэтому заменить любого, выпавшего по тем или иным причинам из рабочего графика солиста, не представляет труда", - пояснила пресс-секретарь Большого театра Катерина Новикова.
Источник "Интерфакса", знакомый с ходом расследования, заявил, что полицейские работают над квалификацией действий фигурантов, и Дмитриченко могут вменить статью, предусматривающую до 12 лет заключения.