Перед возвращением в Страсбург Терри Дэвис дал интервью "Независимой газете" и "Коммерсанту". По словам генсека СЕ, в целом он позитивно оценивает перспективы России в диалоге с Европой, однако до сих пор нерешенным остается целый ряд проблем. Главная – это отмена смертной казни.
"Это очень важный для нас вопрос, поскольку это одно из обязательств России при вступлении в Совет Европы (в 1996 году), и мы ждем уже 10 лет", - сказал он в интервью РИА "Новости". "Россия обычно держит свои обязательства", - добавил Дэвис.
Что касается проблемы выполнения решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), то Дэвис заявил, что одна из главных причин жалоб россиян в ЕСПЧ это неисполнение решений российских судов. "15% заявлений в Европейский суд по правам человека поступают из РФ. Половина из них – жалобы на невыполнение решений, принятых российскими судами. В Страсбург жалуются не на само решение, а на то, что власти его не выполняют! Если бы решения российских судов выполнялись, число исков в ЕСПЧ существенно бы сократилось", - сказал Дэвис.
По поводу соблюдения прав человека в российских вооруженных силах генсек СЕ призвал Россию тщательно расследовать все известные факты дедовщины. Дэвис особо подчеркнул, что, хотя вопрос нарушения прав человека в армии является общим для всех европейских стран и России, в Европе этот вопрос ставится под другим углом, так как в большинстве стран ЕС войска формируются на профессиональной основе.
"Большинство, если не все армии в Европе стали профессиональными. Одна из причин – призывников за ограниченное время сложно научить обращаться со сложным современным вооружением. Я лично предпочитаю, чтобы армии были профессиональными. Подчеркну, что в любом случае дедовщина недопустима", - заявил Дэвис.
Обсуждал в России глава СЕ и вопрос нарушения прав русскоязычных меньшинств в странах Балтии, однако, по словам Дэвиса, у него нет информации о конкретных случаях нарушений прав человека, на основе которой европейский суд и СЕ мог бы вынести решение.
"Министр Лавров говорил о проблемах русскоговорящих меньшинств в странах Балтии. Я объяснил ему, что мы не можем заниматься жалобами общего характера. Важно приводить конкретные примеры: какое государство, что и в отношении кого делает", - сказал Терри Дэвис и добавил, что "необходимо четко объяснить, в чем проблема. Ведь у всех стран есть определенные процедуры по предоставлению гражданства. Ожидаю, что вскоре я получу конкретные разъяснения российских властей по этому поводу. Затем мы изучим их и, возможно, предпримем меры. Но сначала я сам должен убедиться, что речь идет о правомерных жалобах".
Терри Дэвис рассказал и о том, как СЕ вносил свои рекомендации по поправкам в закон о некоммерческих организациях: "Российские власти направили проект поправок в СЕ и запросили наше мнение по этому поводу. Мы дали его очень быстро… в результате проекты поправок корректировались в ряде случаев благодаря нашим предложениям. Конечно, не все наши предложения были приняты во внимание. Российские власти, безусловно, имеют право не прислушиваться к нашим предложениям, ведь Россия – это суверенное государство, а Совет Европы должен лишь помогать".
В результате, по словам Дэвида, "ряд предложений, которые мы (СЕ - прим. ред.) считали очень важными, не были учтены. Наши главные озабоченности связаны с возможностью ликвидации НКО. Конечно, закон несовершенен, но он лучше, чем был вначале".