Николай Константинович Байбаков √ это целая эпоха. Это живая легенда. Можно сказать, последний из могикан. Кто, кроме него, может сейчас рассказать, как встречался и разговаривал со Сталиным один на один еще в 1940 году, как тесно работали с Кагановичем, Берией?
Совсем молодым человеком в 30 с небольшим лет Байбаков во время войны нес громадную ответственность как за исполнение расстрелов, так и за снабжение фронта и хозяйства страны нефтепродуктами, сообщает корреспондент НТВ.
В 44-м он возглавил наркомат нефтяной промышленности. Но в историю последний сталинский нарком вошел как председатель Госплана СССР. Назначен на этот пост Байбаков был в 55-м, через полтора года из-за острых расхождений Хрущев перевел его в Совет министров Российской Федерации.
Но при Брежневе в 65-м году Байбаков снова занял кресло председателя союзного Госплана, и занимал его вплоть до 85-го года, до Горбачева, заслужив внесение в книгу рекордов Гиннеса - за 20-летнее правление крупным ведомством.
Повидав на своем веку разных руководителей, Байбаков имеет право сравнивать уровень компетенции и называть лучших. Байбаков говорит: "Нужны такие люди, как Косыгин. Сталин бы навел сейчас большой порядок".
Байбаков поддерживал широкие международные контакты. Была в его жизни в 68-м году критическая ситуация. Во время визита в Японию он едва не стал жертвой фанатика, требовавшего возврата Японии четырех Курильских островов. Тот ударил тяжелым дубовым мечом сотрудника советского посольства, затем Байбакова и занес меч над его супругой. Спас высоких гостей губернатор в Нагое. Правда, ценой перебитого пальца.
В свои 90 Николай Байбаков сохранил ясную голову, еще работает советником в Институте проблем нефти и газа. И даже может позволить себе выпить.
Свои ощущения от алкоголя он описывает так: "У меня усиление кровообращения и работа всех органов человека. Но это 50-60 граммов, максимум 100 граммов".
В огромном аппарате Госплана, который он возглавлял, в его подчинении было 3,5 тысячи человек. Из них полторы тысячи женщин. Женщины, по словам Байбакова, в отличие от мужчин, его никогда не подводили.
Сегодня юбиляра поздравляли его бывшие коллеги во главе с преемником Байбакова Юрием Маслюковым. Тот не преминул съязвить, что сегодня нет ни плана, ни Госплана, остался один Греф. Сам Байбаков тоже не может смириться с уничтожением государственного планирования. Он приводит в пример опыт Китая, где ежегодные темпы роста национального дохода составляют порядка 8 %, говоря: "здесь хочешь не хочешь, но нужно заняться все-таки планированием".
Прислушается ли нынешнее руководство к советам опытнейшего начальника Госплана - сказать трудно. Но огромное внимание, оказанное Байбакову в день его юбилея, поздравили которого и президент Владимир Путин и премьер-министр Михаил Касьянов, свидетельствует об искреннем уважении к одному из главных творцов советской экономики.