Как отмечают эксперты фонда, недавняя досрочная замена группы губернаторов привела к заметному увеличению числа прямых выборов глав регионов в сентябрьский день голосования - с 18 до 22. С момента возвращения губернаторских выборов 8 сентября станет вторым после 2014 года по числу выборов глав и рекордсменом по числу замен губернаторов.
Новых кандидатов будет не менее 16, по участию еще четырех действующих глав регионов - Хакасии, Хабаровского края, Владимирской области, Чукотки - федеральный центр должен определиться в ближайшее время, говорится в комментарии к рейтингу.
Авторы исследования разделили регионы, где пройдут губернаторские выборы, на три группы. В первую вошли регионы, где ожидаются легкие для власти кампании, - это Владимирская, Воронежская, Самарская, Тюменская области, Красноярский, Хабаровский края и Чукотка.
Во вторую группу попали регионы, где, по мнению экспертов, пройдут избирательные кампании "средней тяжести", - это Амурская, Ивановская, Магаданская, Нижегородская, Омская, Орловская, Псковская области, Приморский край и Москва.
Наиболее сложными губернаторские кампании, как считают в фонде "Петербургская политика", будут для кандидатов от власти в Алтайском крае, Кемеровской, Новосибирской, Московской областях, Хакасии и Якутии.
Так, по мнению авторов рейтинга, в Алтайском крае, где врио назначен Виктор Томенко, прежняя управленческая система оказалась под вопросом после смены губернатора, а новая конфигурация еще не оформилась, и местные элиты не имеют четкого сигнала о возможном будущем.
В Кемеровской области, где руководившего "исторически зарегулированным регионом" более 20 лет Амана Тулеева после резонансного пожара в ТЦ "Зимняя вишня" сменил в качестве врио губернатора Сергей Цивилев, последствия всплеска социально-политической активности пока не определились. "Формирование модели взаимодействия новой власти с жителями не может быть проведено в короткие сроки", - считают политологи.
В Московской области, которую возглавляет Андрей Воробьев, рост протестной активности в муниципальных образованиях и многообразие элитных групп с собственными стратегиями создают риски использования избирательной кампании для расшатывания позиций действующего губернатора, говорится в комментарии к рейтингу. Напомним, в апрельском рейтинге Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Воробьев впервые за последние несколько лет покинул группу глав регионов с очень сильным влиянием, переместившись с 20-го на 21-е место.
Избирательная кампания в Новосибирской области, отмечают эксперты, имеет репутацию самой проблемной, так как традиционно губернатор не является в регионе доминирующим игроком. Мотивация врио главы региона Андрея Травникова для работы в области не предъявлена, "химия" с местными элитами и населением не выработана, а в регионе присутствуют сильные оппоненты, способные эксплуатировать протестные настроения.
В Хакасии, как считают авторы исследования, сохраняется высокий уровень неопределенности вследствие отсутствия сигналов относительно судьбы действующего губернатора Виктора Зимина.
В Якутии, по словам аналитиков, избирательные кампании в последние годы проходят проблематично для власти, а новая конфигурация элит после смены главы республики только начинает выстраиваться. В конце мая глава Якутии Егор Борисов объявил об отставке за несколько месяцев до истечения срока своих полномочий. Временно исполняющим обязанности руководителя региона назначен мэр Якутска Айсен Николаев.
Среди потенциальных проблем низкоконкурентных губернаторских выборов специалисты фонда "Петербургская политика" выделили: восприятие частью глав регионов избирательных кампаний как второстепенных; низкую готовность чиновников к созданию коалиций в поддержку действующих глав регионов; слабую мотивацию к наращиванию рейтинга кандидатом от власти; недооценку значимости задач, связанных с недопущением появления серьезного антирейтинга у власти; риски значимости социальных и экономических тем, ранее не получавших мощного политического звучания.
Рост тревожности населения по проблемам повышения пенсионного возраста, утилизации отходов, экологии, роста цен на бензин, бытовых неудобств во время проведения Чемпионата мира по футболу отражает наличие протестной энергии, "способной выплеснуться в запрос на политические действия", предупреждают эксперты.