Осетинский муфтий Хаджимурат Гацалов заявил, что не верит в причастность задержанных к убийству Шамиля Джигкаева, а глава отдела по внешним связям Духовного управления мусульман (ДУМ) Северной Осетии Феликс Цоков, в прошлом один из лучших оперативников республики, настаивает, чтобы задержанных проверили на детекторе лжи. По его мнению, это снимет все вопросы, сообщает "Коммерсант" .
Декан факультета осетинской филологии Северо-Осетинского государственного университета Джигкаев был убит 26 мая на окраине Владикавказа. Его тело неподалеку от поселка Редант нашли полицейские, выехавшие на место, указанное неизвестным, позвонившим в дежурную часть. Труп с отрезанной головой, которая едва держалась на шейных позвонках, лежал возле опоры канатной дороги. Последний раз Джигкаева видели в день убийства в университете, откуда он ушел около двух часов дня.
МВД Северной Осетии объявило в розыск предполагаемого убийцу поэта - 34-летнего уроженца республики Давида Мурашева, ранее судимого за торговлю оружием и недавно обратившегося в ислам. 1 июня Мурашев был убит при оказании сопротивления сотрудникам правоохранительных органов - он отстреливался на протяжении 40 минут, ранив троих полицейских. Его ликвидировали при попытке вырваться из окружения: Мурашева одновременно придавил бетонной оградой БТР и застрелили спецназовцы.
Предполагаемое орудие убийства - самурайский меч - был найден 1 июня в ходе обысков в доме Давида Мурашева и его пособников. Там же были обнаружены и изъяты экстремистские книги, форма сотрудника ДПС, автомобильные номера, "пояс шахида", автоматическое огнестрельное оружие и боеприпасы к нему.
Осетинского поэта убили за стихотворение о чеченцах и ингушах
Родные декана не сомневаются, что убийство было совершено из мести за сатирическое стихотворение, опубликованное три года назад. История его появления такова. В конце 2007 года несколько автобусов с совершающими хадж жителями Чечни и Ингушетии остановились на кладбище, у мемориала жертвам теракта в бесланской школе №1 "Город ангелов".
По словам сотрудников администрации Правобережного района, паломники вышли из автобусов, чтобы справить естественную нужду. Замечания находившихся недалеко местных подростков они проигнорировали. Тогда те забросали автобусы камнями, причем к подросткам присоединились и их родители.
Представители Духовного управления мусульман Чечни утверждали, что паломники остановились для совершения вечернего намаза, а в этот момент на них напали местные жители с битами, молотками, камнями и автоматическим оружием.
Через месяц после этого в журнале "Мах дуг", издающемся на осетинском языке, появилось стихотворение Шамиля Джигкаева "Отправляются волчата совершать хадж" - о его отношении к этому инциденту, в котором, как показалось местным мусульманам, были оскорбления их религии.
Произведение было переведено ими на русский язык и разослано во все северокавказские мусульманские общины. Тогда же в прокуратуру поступило обращение с требованием признать стихотворение экстремистским.
Эксперты ФСБ изучили заявление муфтия и пришли к выводу, что автор произведения обличает человеческий порок, а не религиозную группу. Следственный комитет вынес представление об отказе в возбуждении уголовного дела.
В адрес Шамиля Джигкаева все три года продолжали поступать угрозы, в том числе и отрезать поэту голову.
В Духовном управлении мусульман Северной Осетии заявили, что у них были "претензии к покойному", но они сожалеют о происшедшем и надеются, что "у общественности хватит сознательности, чтобы не искать виновных в преступлении среди мусульман".
Подстрочный перевод стихотворения Джигкаева, приведшего к его гибели, приводится на сайте осетинского блоггера Алана Салбиева.