Власов - разработчик популярного мобильного приложения Kate Mobile, позволяющего пользоваться "ВКонтакте" владельцам смартфонов с малым объемом памяти. В итоге он стал фигурантом дела по п. "б" ч. 4 ст. 132 ("Насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетнего") УК РФ, предусматривающей до 20 лет лишения свободы. Уже четвертый месяц Власов находится в московском СИЗО "Водник".
Согласно материалам дела, преступник (по версии следствия, Власов) отправил московской школьнице Н. фотографии мужских гениталий и требовал в ответ ее интимные снимки. Власова задержали потому, что преступник, как утверждает следствие, действовал с зарегистрированного на пермского программиста IP-адреса, сообщается в публикации.
На самом деле речь идет об IP-адресе прокси-сервера, который Власов официально арендовал на свое имя в 2017 году для "обеспечения работы Kate Mobile на Украине", или, проще говоря, для того чтобы украинские пользователи "ВКонтакте" могли с помощью Kate Mobile обойти блокировку российской соцсети, установленную украинскими властями в мае 2017 года, поясняет издание.
Обход блокировки выглядел так: пользователь с Украины заходил в Kate Mobile, после чего его IP-адрес менялся с украинского на российский, что открывало доступ во "ВКонтакте". Ежедневно прокси-сервером Власова пользовались более 200 тысяч человек.
"Федора де-факто задержали 1 ноября прошлого года в его квартире в Перми, - рассказал его адвокат Александр Струков. - Приехали московские оперативники, провели обыск, изъяли всю технику, надели наручники и отконвоировали на поезде в Москву. 2 ноября его доставили в Следственный комитет (СК) в Москве. Там допросили в качестве свидетеля, и только потом предъявили обвинение и задержали официально".
Когда Власов узнал, в чем его обвиняют, то сразу заявил, что не делал этого, но готов помочь следствию в поиске настоящего преступника, сообщил адвокат.
Следователь не может отличить IP-адрес от прокси-сервера
Когда после блокировки "ВКонтакте" на Украине встал вопрос, как обслуживать украинских пользователей этой соцсети, Власов решил арендовать на свое имя официальный прокси-сервер у компании "Селектел" из Санкт-Петербурга. "Соответственно, он производил логирование, то есть сохранял информацию о том, какой пользователь в какое время заходит в приложение", - объяснил компаньон Власова по Kate Mobile Дмитрий Моисеев.
Когда к прокси-серверу подключается человек с Украины, сервер сохраняет и его реальный, украинский IP-адрес, и новый - выданный самим сервером. Таким образом, можно легко узнать, кто в момент совершения преступления имел IP-адрес, с которого были отправлены фото.
Моисеев рассказал, что сам приезжал в Москву и встречался со следователем СК Григорием Малаховым, который ведет дело Власова. "Я пытался ему объяснить, что такое прокси-сервер и как устроена система обхода блокировок, но он совершенно этого не понимает, - . Для него прокси-сервер в Санкт-Петербурге то же самое, что домашний компьютер Федора в Перми. Потому что и то, и то формально находится в пользовании Федора".
Моисеев провел собственное расследование и установил, что интимную переписку со школьницей вели с территории Украины, причем, по его словам, к этому могли быть причастны два человека. "Эти люди до сих пор пользуются "ВКонтакте", - отметил Моисеев. - Я говорю следователю: вот же, Федор в СИЗО без связи, а страницы, которые якобы принадлежат ему, сейчас онлайн. Как такое может быть? Он говорит: наверное, кто-то другой на них сидит, Власов кому-то пароли доверил".
17 января судья Московского городского суда Дмитрий Балашов продлил срок содержания Власова под стражей, написав в постановлении: "В представленных в суд материалах имеются достаточные данные, свидетельствующие о причастности обвиняемого к преступлению".
4 февраля на портале Change.org появилась петиция в защиту Федора Власова. Ее авторы обвиняют следствие в полной некомпетентности и призывают освободить программиста. Петицию уже подписали более 3000 человек.
По мнению Моисеева, дело Власова похоже на уголовное преследование математика Дмитрия Богатова, которого едва не посадили за "попытку организации массовых беспорядков" и "призывы к терроризму". Дело Богатова в итоге закрыли, когда следствие через год после задержания математика все-таки удостоверилось, что он просто предоставил свой компьютер под выходной узел анонимной сети Tor, с помощью которой с его IP-адреса мог публиковать сообщения кто угодно, говорится в статье.