"Наш митинг был заявлен еще до выборов, так как мы предполагали, что во время голосования будут допускаться серьезные нарушения. Мы считаем, что в воскресенье в Дагестане прошла имитация выборов", - заявил на митинге председатель республиканского комитета дагестанского отделения КПРФ Махмуд Махмудов.
Он утверждает, что дагестанские избиратели потеряли всякое доверие к выборам, а в самой республике были сфальсифицированы не только результаты голосования, но и число избирателей, пришедших на участки.
"По Махачкале, по нашим данным, явка составила до 5%, однако избирком дает цифру в 80%, в других городах и районах республики, по нашей информации, явка составила от 10% до 15%, а избирком опять дает цифру 80%", - отметил Махмудов.
Он также сообщил о том, что ЦИК России уже уведомлен о выявленных на территории Дагестана нарушениях. "Как только мы подытожим все нарушения, мы обратимся и в суды, и в прокуратуру, которая в день выборов никак не реагировала на происходящее", - подчеркнул он.
Согласно предварительным данным, наибольшую поддержку единороссы получили именно в республиках Северного Кавказа. К примеру, только в одной Чечне за партию власти проголосовали почти все население республики - свои голоса "Единой России" отдали 99,5% местных жителей из 99,51% включенных в списки.
Не столь "абсолютный", но не менее впечатляющий успех "Единая Россия" получила в Дагестане и Карачаево-Черкесии (91,4% и 90,8% соответственно). Высокую поддержку (более 70%) единороссы также получили в двух национальных республиках Поволжья - в Татарстане и Башкортостане.
Это, в свою очередь, приводит к мысли о том, что позиции "Единой России" сильны именно в национальных субъектах с преимущественно мусульманским населением.
"В той же Чечне, к примеру, не проголосовать за "ЕдРо" - просто опасно для жизни и здоровья. Местной элите нужно обязательно отчитаться о лояльности к правящей партии. Потому что они в глубочайшей зависимости от дотаций из федерального бюджета", - заявил в интервью "Московскому комсомольцу" политолог из Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.
"Это особенность всех мусульманских субъектов. В них демократия в нашем понимании управляемая. У главы республики есть возможность повлиять на население. Вот это как раз более восточная модель управления. Ее отличительная особенность - показательное единомыслие", - озвучил свое мнение политолог и исследователь ислама Роман Силантьев.
Но с ним не совсем согласен башкирский политолог Альберт Мифтахов. По его словам, выборы в Госдуму на территории Башкортостана стали своеобразным вотумом доверия новому президенту Рустэму Хамитову. "Впервые за 20 лет в Башкортостане открылись новые детские сады, ремонтируются дома, открываются новые производства. В принципе рейтинг Хамитова и процент за "Единую Россию" совпадают. В Татарстане ситуация схожа с Башкирией. Там тоже относительно новый президент. Как я понимаю, он пользуется доверием населения, а значит, и партия власти получает высокий процент", - заявил он изданию. В случае же Кавказа, по его словам, все еще проще.
"Я знаю, как там проходят выборы. Глава администрации какого-то района встречается со старейшинами, обещает им при голосовании людей за "Единую Россию" новые дороги, школы. Старейшины указывают членам своего рода, тейпа голосовать за "Единую Россию". Молодые члены рода ослушаться старших не могут", - предположил Мифтахов.
В свою очередь, издание Slon.ru напоминает, что поддержка "Единой России" на Кавказе является своеобразным проявлением лояльности федеральному центру, а в конечном итоге - инструментом для торга с ним.
К тому же, оппоненты единороссов никогда не имели особой поддержки в этом регионе, а во время последней предвыборной кампании и вовсе проявили здесь полную пассивность. Издание припоминает, как лидер КПРФ во время посещения Карачаево-Черкесии даже танцевал в одном из дворов Черкесска, но кандидат от коммунистов все равно показал довольно слабый результат на прошедших вскоре выборах президента республики. В 2007 году "Справедливая Россия" пыталась привлечь на свою сторону некоторые этнические общественные организации Западного Кавказа, но тоже не имела в этом успеха.
И уж тем более вряд ли могла рассчитывать на поддержку кавказцев партия ЛДПР, шедшая на последние выборы с лозунгом "за русских".