Верховный суд РФ во вторник, рассмотрев жалобу защиты, снизил с 11 лет до 10 лет и 10 месяцев сроки наказания Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву
Верховный суд РФ
Отказ Верховного суда РФ отменить второй приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву снова породил вопросы к экспертам по поводу третьего дела, фигурантами которого, по некоторым опасениям, могут сделать обоих, чтобы не выпустить из тюрьмы.

"Если власти будут поступать по закону, ничего подобного быть не может, потому что нет ни малейших оснований даже думать об этом", - заявил "Дождю" адвокат экс-главы ЮКОСа Вадим Клювгант. "Если это продолжение расправы, то в таком жанре может быть все что угодно", - заключил он.

"Третьего дела, несомненно, не будет, - убежден политолог Леонид Радзиховский, - по той простой причине, что когда говорят про третьи дела, неплохо бы открыть Уголовный кодекс для начала. Срок давности по любым экономическим преступлениям просто истек".

"Можно обвинить в убийствах, да, - продолжил он в комментарии "Коммерсанту FM". - Если можно сшить дело или найти улики о том, что он убил несколько человек, то там другой срок, там другое погашение и так далее. Тогда вместо 10 лет можно дать 25".

Но, как напомнил политолог, разговоры о том, что Ходорковский якобы организовывал массовые убийства, ведутся с первого дня его ареста, на это постоянно намекал Владимир Путин. "Но дальше разговоров и намеков дело не пошло, из чего следует, что сказать там абсолютно нечего, никого он не убивал, никакого отношения не имел, ничего они там расследовать не могут, - рассуждает Радзиховский. - Соответственно, говорить не о чем, нет третьего дела, его не из чего слепить".

Нынешнее решение Верховного суда, который всего лишь снизил приговор Ходорковскому и Лебедеву на два месяца, эксперт расценил как "издевательское решение в обычном стиле юридического издевательства, принятого в нашей стране". Дальше, по его словам, "начнется новый этап юридического издевательства: защита туда, защита сюда, новое разбирательство, туда-сюда, глядишь, так до конца года время скоротают".

Радзиховский не исключил, что очередным решением ВС, возможно, снизит приговор еще на месяц или два, но сути это не изменит: "Учитывая срок, который они отсидели, понятно, что два месяца тут уже принципиально ничего не меняют. Думаю, их освободят именно в следующем году, в каком месяце - сказать не могу".

"Конечно, выйти из тюрьмы на два месяца всегда хорошо, - сказал адвокат Клювгант Русской службе новостей. - Однако нельзя не учитывать весь масштаб бедствия и беззакония, о котором сегодня говорили в Верховном суде. Мне эти два месяца кажутся за пределами всякой возможности для комментирования, настолько это неадекватно".

А в интервью "Дождю" Клювгант подчеркнул: "Это история не только про конкретных людей, хотя, безусловно, это их личная трагедия, но и про всех (в России). Если Верховный суд не слышит о такого масштаба беззакониях, это значит, что с любым в любой момент может произойти то же самое: осудят только потому, что кто-то назначит человека виновным".

Решение ВС, безусловно, расстроило родителей Михаила Ходорковского. "На два месяца - мне за страну обидно. Я ждал честного ответа: решение (по второму делу ЮКОСа. - Прим. ред.) было неправосудно", - сказал "Интерфаксу" Борис Ходорковский. Мать Марина Ходорковская призналась, что у нее и не было надежды на немедленное освобождение сына. "Ничего не изменилось в государстве. Верховный суд делает то, что говорят выше", - сказала она.