Коронавирусом заразились иерей Николай Рыжков из храма иконы Божией Матери "Утоли моя печали" в Марьино, иерей Виктор Волков из храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском и иерей Георгий Дехтярев из храма Вознесения Господня на Гороховом поле.
Кроме того, у настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском Георгия Бреева и клирика того же храма Дмитрия Карпова выявлены симптомы коронавируса, но диагноз пока не подтвержден. "Контактировавших с указанными священнослужителями просим быть внимательными к своему здоровью и самоизолироваться", - говорится в сообщении рабочей группы.
Заболевание 83-летнего Бреева подтвердил его сын, член издательского совета РПЦ Николай Бреев. "Печальные новости. Отец Георгий сейчас в больнице с двусторонней пневмонией. COVID-19 пока не подтвержден, анализ придет завтра", - написали вечером 5 апреля в Facebook прихожане со ссылкой на Бреева-младшего.
"Фонтанка" сообщает, что Бреев оказался в числе тех, кто не перешел на дистанционные богослужения. Он не стал закрывать свой храм и 1 апреля провел богослужение с участием десятков прихожан.
РПЦ долгое время отказывалась вводить какие-либо ограничения на фоне роста числа заболевших коронавирусом. Митрополит Томский и Асиновский Ростислав ранее заявил, что заразиться коронавирусом, как и холерой, в храмах нельзя. "Церковь неоднократно заявляла о том, что через божественное тело Христа никакая инфекция не может передаваться. Это проверено опытом и историей Церкви на протяжении 2 тыс. лет. Даже во время холеры люди причащались, святое причастие - во исцеление души и тела", - сообщил он.
СМИ писали, что представители Русской православной церкви саботируют распоряжения об ограничении служб в храмах на время коронавируса. Так, руководитель правового управления Московской патриархии игумения Ксения (Чернега) выступила с критикой распоряжения властей Петербурга запретить посещение храмов в связи с угрозой заражения коронавирусом.
В то время как Федерация еврейских общин России закрыла свои синагоги по всей стране, а в московских мечетях перестали совершаться публичные намазы, РПЦ ограничилась рассылкой циркуляра по епархиям и заявлением для СМИ о том, что храмы закроют лишь тогда, когда прекратится работа общественного транспорта и всех магазинов.
Согласно инструкции патриархии, разосланной по приходам, следует лишь чаще проводить дезинфекцию, протирать лжицы во время причащения мирян, использовать одноразовые ватные палочки при помазании елеем и одноразовые стаканчики для запивки. Но даже эти полумеры в большинстве случаев не соблюдаются: бедные провинциальные приходы ссылаются на отсутствие средств, а богатые монастыри (например, Троице-Сергиева лавра) утверждают, что инфекция вообще не передается через причастие. При этом в Сергиевом Посаде уже зарегистрированы первые случаи заражения - глава местной старообрядческой общины в тяжелом состоянии госпитализирован с коронавирусом в ГКБ N 40 в Коммунарке.
Мэр Москвы Сергей Собянин, возглавляющий рабочую группу Госсовета по коронавирусу, предупредил, что с 30 марта, когда в Москве закроются почти все офисы, рестораны, кафе, непродуктовые магазины и т.п., будет ограничен и доступ в помещения религиозных организаций. Рабочая группа Московской патриархии, хоть и "с пониманием", но негативно ответила на предупреждение Собянина. "Пастырский долг духовенства будет в полном объеме исполняться по отношению ко всем тем верующим людям, которые находят для себя необходимым в нынешнее трудное время прийти в храм", - заявила группа.
17 марта патриарх Кирилл потребовал ужесточить санитарные правила при богослужениях. Воздержаться от посещения храмов и других религиозных учреждений он призвал граждан только 29 марта. При этом в Ростовской области пообещали ввести спецпропуска для прихожан, заявив, что закрытие храмов "ввергнет народ в пучину депрессии".