Документы, опубликованные на сайте, хранятся в фондах Центрального архива и ранее не предавались огласке, подчеркивает ведомство. Документы "рассказывают о чудовищных злодеяниях, совершенных немецко-фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны на территории Херсонской области СССР".
Отмечается, что все приведенные доказательства бесчеловечности противника были расследованы специальной комиссией в составе представителей местных общественных организаций и воинских частей.
В частности, опубликовано донесение "О фактах чудовищных злодеяний, совершенных немецко-фашистскими оккупантами в городе Херсоне" от начальника политуправления Третьего украинского фронта генерал-лейтенанта Михаила Рудакова на имя начальника Главного политического управления Красной армии генерал-полковника Александра Щербакова от 3 апреля 1944 года. По данным Рудакова, только на территории советской Херсонской области были замучены и казнены десятки тысяч мирных жителей, передает РИА "Новости".
"Страшную расправу учинили немцы над еврейским населением города. 23 сентября 1941 года евреев в количестве 8,9 тысяч человек заключили в тюрьму и вывезли на машинах за город, где на участке сельхозколонии их всех расстреляли. Согласно многочисленных показаний установлено, что детей до 12 лет немцы умертвляли ядовитой жидкостью, которой мазали им губы. Немцы сбрасывали в ямы и засыпали землей также и тех, кто еще был жив", - говорится в политдонесении генерал-лейтенанта Михаила Рудакова.
В документе отражен и факт массовой расправы над пациентами психиатрической больницы: "В семи километрах от города до войны работала прекрасно оборудованная психиатрическая больница. Оккупировав город Херсон, гитлеровские палачи разграбили имущество больницы, а находившихся на излечении 1200 душевнобольных расстреляли, свалив их в каменоломни".
Были задокументированы многочисленные свидетельства издевательств над мирными гражданами. В донесении сообщается, что "в период оккупации Херсона гитлеровские злодеи расстреляли и замучили в гестапо до 17 тысяч мирных советских граждан". "Войдя в город, гитлеровские скоты изнасиловали уборщицу библиотеки Андрушевич Неонилу Семеновну... Немецкий солдат изнасиловал старуху Хараимову Гликерию Захаровну... Немецкий солдат-зверь растлил пятилетнюю девочку Светлану, дочь рабочего водопроводной станции Гаврилова Петра Ивановича..."
В донесении приводились и свидетельства издевательств над советскими военнопленными: "Очевидцы Сметанкина А. М., Дорошенко О. М, проживающие недалеко от тюрьмы, рассказали, что в феврале 1942 года в один день немцы вывозили из лагеря трупы на 50 подводах. Многие еще дышали, протягивали руки в воздух и в бессознательном состоянии что-то шептали... Перед своим отступлением из города, стремясь замести следы чудовищных преступлений, немцы разрыли несколько могил, облили трупы специальной жидкостью и сожгли их".
К донесению прилагается акт судебно-медицинской экспертизы, произведенной после эксгумации трупов советских граждан, умерщвленных гитлеровцами, отмечают "Аргументы и Факты".
Акт представляет собой протокол по результатам раскопок одной могилы, расположенной в 7 км от Херсона. Осмотр могилы проводился 23 марта 1944 года в присутствии военного прокурора 3 Украинского фронта, судебного медэксперта, представителя патологоанатомической лаборатории, главного врача города Херсона, военного следователя и местных жителей. Речь идет о захоронении евреев, ставших жертвами расстрелов осенью 1941 года. Большой противотанковый ров, куда сбрасывали тела погибших, для проведения экспертизы был вскрыт в трех местах: по краям и в центре.
"...Обращает на себя внимание женский труп с согнувшейся рукой, в объятиях которой находится ребенок, завернутый в одеяльце... Отсутствие каких-либо повреждений на трупе заставляет думать о другом способе умерщвления, возможно, закапывание живым, отравление и прочее... Наличие шестиконечных звезд на одежде большинства трупов свидетельствует о принадлежности их к еврейской нации. Обнаружение в ямах предметов домашней утвари (чайников, кастрюль и прочее)... дают право предположить, что погибшие были эвакуированы к месту расстрела под видом переселения или других причин", - говорится в акте.
В заключении эксперты приходят к выводу: "Учитывая длину, ширину и глубину рва, а также размеры раскопанных ям и количество трупов, найденных в них, в данной могиле имеются останки свыше 3 тысяч трупов".
Уничтожению подвергалось также цыганское население города. Когда советские войска приблизились к рубежам Херсона, гитлеровская армия начала массовую отправку населения в "эвакуацию". Всех, кто пытался укрыться от этого, расстреливали на месте. В доказательство генерал-лейтенант Рудаков приводит множество имен убитых мирных жителей.
Отдельными пунктами в донесении перечислены случаи грабежей, разграбления и уничтожения городских учреждений. Также в нем говорится о тяжелейших условиях труда, в которых приходилось работать оккупированному населению. Генерал-лейтенант отметил разрушительное влияние немцев на украинскую культуру в регионе: закрывались и опустошались учебные заведения и библиотеки, музеи и церкви.
Следственной комиссией было установлено, что "главными организаторами и исполнителями всех злодеяний являлись: габитс-комиссар Роде, чиновники гестапо Стефенс и Колтер, комендант города Фетт, председатель городской управы Гарайский, начальник полиции Треммель, начальник тюрьмы Ворток, начальник биржи труда Гирш".
Минобороны РФ рассекретило и директиву верховного командования сухопутных войск вермахта, командования группы армий "Центр", от 15 июня 1944 года, которая свидетельствует о попытках скрыть совершенные преступления.
В документе, озаглавленном "О фотографировании расстрелов, произведенных по приговору военно-полевого суда", говорится: "Фотографирование всякого рода казней категорически запрещается. В особо исключительных случаях, когда необходимо производство фотосъемки для чисто служебных целей, для этого нужно разрешение офицера по меньшей мере в чине командира дивизии... При проведении подобных казней соответствующие военные ведомства обязаны удалить всех зрителей".
Как подчеркнули в Минобороны, "особую актуальность эти документы приобретают сейчас, в свете попыток различных политических сил у нас в стране и за рубежом переписывать историю Второй мировой войны и навязать миру новую версию, перекроить ее под политическую конъюнктуру".