Плакат с девизом "За родину! Без Сталина" должен был быть размещен 1 мая на Московском проспекте - напротив Московских ворот.
После того, как мэр Москвы Юрий Лужков санкционировал размещение на московских улицах праздничных плакатов с изображениями Сталина вместе с другими военачальниками Великой Отечественной, в СМИ вспыхнуло обсуждение. В обществе столкнулись мнения: "праздник Победы со Сталиным или без него?"
Медиагруппа АЖУР решила вопрос не в пользу Сталина.
"Слепая вера в исключительность одного человека, обожествление кого бы то ни было - типичная черта людей невежественных и забитых. Попросту говоря, рабов. При этом такой "раб" может и жить в глухомани, и стоять высоко в табели о рангах. Чаще второе. Мы предложили девиз, способный объединить современников. Лично у меня он теперь будет ассоциироваться с убеждением, сохранившим свою внутреннюю символику и через многие десятилетия, – no pasaran", – объяснил председатель Союза журналистов Санкт-Петербурга, директор АЖУРа Андрей Константинов.
Чтобы избежать подозрений в провокации, на плакате изображена фронтовая фотография ветерана войны, петербуржца Аркадия Забежинского. "Я воевал не в штабах. Никогда, нигде в окопах я не слышал, как солдаты кричали "За Сталина!" - сказал он "Фонтанке".
Тем не менее, акция АЖУРа не прошла. Вот так прокомментировал отказ руководитель агентства "Квадрат", размещающего наружную рекламу: "Есть негласное распоряжение о том, что все, что связано с символикой 9 Мая, должно проходить согласование со Смольным. Известны случаи, когда плакаты снимались по звонку, после того, как кто-то из чиновников, проезжая по городу, оказывался недоволен их появлением. Отмечу, что любой оператор наружной рекламы сталкивался с таким явлением, поэтому большинство, заключая контракт с рекламодателем, прописывает, что по не зависящим от них причинам возможно возникновение ситуации, когда рекламные площади окажутся занятыми. Именно поэтому убытки компаний-операторов минимальны. В данном случае мы столкнулись с боязнью: вдруг позвонят, придут с проверками. Реакция властей непредсказуема".
В Комитете по печати и информационной политике, курирующем наружную рекламу, оперативные комментарии давать отказались, а предложили лишь присылать вопросы в письменном виде.
Старший партнер юридической фирмы Pen&Paper Константин Добрынин высказал правовую точку зрения по этому вопросу: "Юридически комментировать яркий образец "телефонного права" бессмысленно. Но могу предложить журналистам провести юридический и журналистский эксперимент, назовем его условно "контрольная закупка". Поскольку впереди у нас еще много достойных дат, так или иначе относящихся к Великой Победе, которую надо отмечать без Сталина, – давайте фиксировать каждое свое действие по процедуре заключения и исполнения сделки по рекламному размещению информации (в нашем случае плаката) и юридически реагировать на каждое незаконное действие третьих лиц, пытающихся влиять на обычную гражданско-правовую сделку. Мне кажется, это будет весьма интересно и небесполезно. Особенно в свете последних либеральных инициатив Дмитрия Медведева".
Несмотря на устное право, щепетильно относящееся к упоминанию Сталина, по Невскому проспекту уже курсирует автобус № 187, на бортах которого напечатаны портреты "отца народов". Также портрет Сталина висит в одном из дворов Московского района среди агитплакатов военных лет.
Журналисты припомнили, что в доме-музее Сталина в Гори до сих пор висит его цитата: "Должен вам сказать, товарищи, по совести, что я не заслужил доброй половины тех похвал, которые здесь раздавались по моему адресу. Я вынужден поэтому восстановить подлинную картину того, чем я был раньше и кому я обязан нынешним своим положением".