В Мемориальной синагоге на Поклонной горе в 60-ю годовщину смерти Сталина вспоминают "Дело врачей"
Российский еврейский конгресс
В Мемориальной синагоге на Поклонной горе в 60-ю годовщину смерти Сталина вспоминают "Дело врачей". Российский еврейский конгресс проводит памятный вечер, посвященный истории этого позорного процесса, сообщили в пресс-службе РЕК. Акция завершится поздно вечером.

"Последнее прижизненное преступление Сталина, последний "кровавый навет" на евреев - "Дело врачей", "врачей-вредителей", "врачей-отравителей", "убийц в белых халатах", которое должно было привести к расправе над евреями в Советском Союзе, - осталось незавершенным из-за внезапной смерти тирана, и это случилось 5 марта 1953 года", - напоминает сайт РЕК.

Открыл вечер президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер. Среди выступающих - член Общественной палаты РФ и глава Фонда "Холокост" Алла Гербер, режиссер Александр Левенбук. Бард и академик РАЕН Александр Городницкий приехал исполнить свои песни, ведущий вечера - историк и журналист Леонид Млечин.

О своих воспоминаниях, связанных с трагическими событиями января - марта 1953 года, рассказывают родственники фигурантов "Дела врачей". Многие врачебные династии помнят о глубоком следе, который оставила в их истории эта последняя судебная кампания сталинской эпохи.

Кроме того, академик РАЕН Александр Бронштейн зачитал на вечере отрывки из книги "Шоссе Энтузиаста", посвященные его матери, которой коснулись драматические события 60-летней давности.

Лауреат Государственной премии СССР, советник президента РЕК Юрий Домбровский предоставит свое свидетельство трагических событий. Он расскажет о том, как его дед, профессор Александр Иосифович Домбровский заведовал кафедрой рентгенологии Ростовского мединститута с 1934 по 1971-й годы, но был вынужден оставить кафедру дважды. Первый раз - в 1941 году в связи с Великой Отечественной войной, уйдя на фронт, а второй раз - в 1953-м, будучи уволенным как "врач-вредитель".

Памятный вечер сопровождает выставка документов, посвященная одному из главных фигурантов дела - профессору Александру Исидоровичу Фельдману. В экспозиции представлены уникальные предметы, в частности, медицинские инструменты выдающегося врача и одного из основоположников российской оториноларингологии.

Экспонаты передала внучка врача, Марина Загорянская, ее выступление также запланировано на памятный вечер. Она хорошо помнит обыски, которые проходили в доме, и арест ее отца, так как в 1953 году была студенткой мединститута и собиралась продолжить династию ЛОР-врачей - это направление в медицине было делом всей жизни ее отца и деда.

"Дело врачей"

13 января 1953 года Сталин опубликовал "Хронику ТАСС" о том, что органы госбезопасности разоблачили "группу убийц в белых халатах". В список подозреваемых вошли советские ученые - светила медицинской науки, в основном с еврейскими фамилиями. В газете "Правда" в тот же день появилась статья о "подлых шпионах и убийцах под маской профессоров-врачей", ее приводит во вторник журнал "Дилетант".

В статье говорилось, что все участники террористической группы врачей, лечившие членов политбюро, правительства и высших военных чинов, состояли на службе у иностранных разведок и являлись их наемными платными агентами.

"Врачи-вредители" работали по заданию двух иностранных разведок: американской (М.С. Вовси, Б.Б. Коган., А.И. Фельдман, А.М. Гринштейн, Я.Г. Этингер и др.) и английской (В.Н. Виноградов, М.Б. Коган, П.И. Егоров ).

Согласно материалам дела, они были "завербованы" в американскую разведку через международную еврейскую буржуазно-националистическую организацию "Джойнт", выдающую себя за благотворительную организацию, а члены группы Виноградова "оказались давними агентами английской разведки".

"Хроника..." сообщила о признании врачей, что они умертвили "путем вредительского лечения" секретарей ЦК Жданова и Щербакова, хотели убить маршалов Василевского, Говорова и Конева, генерала армии Штеменко, адмирала Левченко. Профессор Вовси якобы заявил следствию, что получил директиву от "Джойнта" "об истреблении руководящих кадров СССР".

В дальнейшем многие из арестованных врачей были репрессированы и погибли в советских лагерях.