Верховный суд Башкирии отменил, как незаконные, протоколы о привлечении к административной ответственности 165 жителей Благовещенска
Архив NEWSru.com
Верховный суд Башкирии отменил, как незаконные, протоколы о привлечении к административной ответственности 165 жителей Благовещенска. Составленные милиционерами с 10 по 12 декабря прошлого года, эти документы были главным оправданием "зачистки" Благовещенска, которую прикомандированные омоновцы провели с 10 по 13 декабря прошлого года.

Незаконными были признаны 165 протоколов об административной ответственности "за появление в общественном месте в нетрезвом виде". Выяснилось, что в пьяные дебоширы жителей города записывали после одной бутылки пива. "В большинстве протоколов отсутствовали объяснения самих задержанных, - сообщил "Известиям" заместитель председателя Верховного суда Башкирии Ратмир Азнабаев, - на бланках, где должны быть собственноручно написанные гражданином слова о том, что он делал, когда его задержали, просто пустое место и подпись".

Кроме того, Верховный суд заметил, что для признания гражданина бессовестно пьяным недостаточно только "запаха алкоголя изо рта". Между тем ни одной справки о медицинском освидетельствовании к этим 165 протоколам приложено не было. "Существует определенный уровень опьянения - человек должен представлять опасность для окружающих или для себя, ведь он может упасть и замерзнуть. Только в этих двух случаях милиционеры имеют право забирать людей с улиц", - пояснил Ратмир Азнабаев.

3 марта республиканская прокуратура заявила в Верховный суд еще одно ходатайство. Следователи требуют арестовать командовавшего приехавшими в Благовещенск омоновцами майора Олега Соколова, которому предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий. Ранее районный суд, учтя его положительную характеристику, отказался санкционировать его арест, однако в прокуратуре настаивают на его взятии под стражу.

"Зачистка" в Благовещенске

Кошмар пришел в Благовещенск 10 декабря, во Всемирный день защиты прав человека. 40 человек в масках и камуфляжной форме прибыли на специальном "КамАЗе" и автобусе "ПАЗ" в центр города. Вооруженный дубинками и автоматами десант высадился на центральной улице города и стал врываться в кафе и игровые салоны, забирая подряд всех мужчин. Любого, кто осмеливался возражать, немедленно и демонстративно избивали. По свидетельствам очевидцев, людей штабелями запихивали на заднюю площадку автобуса и отвозили в здание милиции, пишет издание.

18-летнего Сашу Кулакова забрали прямо на улице. Он с девушкой шел в клуб. "Когда нас привезли в милицию, то я своим глазам не поверил, - рассказывает Саша, - люди стояли вдоль стен в фойе, коридорах и даже на лестницах. Нас отвели в подвал и тоже поставили лицом к стенке".

Если следовать букве закона, подобная "профилактика" проходит в Уголовном кодексе под названием "пытка". Все, кто прошел через это даже без побоев, не могли на следующий день подняться с постели - мышцы сводило судорогой.

После пыток людей, как рассказывают сами задержанные, уводили на фотографирование и снятие отпечатков пальцев, затем предлагали подписать пустые протоколы. Если кто-то отказывался, его немедленно отводили в специальную комнату, где били резиновыми дубинками. Били по мягким местам, чтобы не было переломов, сообщает "Новая газета".

Сестры и врачи, принимавшие в те дни поток пострадавших, говорили, что никогда не видели столько синих поп. Дениса Соколова увезли на "скорой" прямо из "темной" комнаты - парень держался до последнего и потерял сознание во время экзекуции. Алексея Расчесова отделали еще в автобусе так, что пробили ему мочевой пузырь. По утверждению оперировавшего его доктора Салимгареева, парень останется инвалидом на всю жизнь.

О женской категории "зачищенного" Благовещенска милицейские источники умалчивают. По свидетельству очевидцев, девушек заставляли раздеваться догола прямо на глазах ОМОНа. После публичного обыска девушек отводили в еще одну комнату, на втором этаже. Есть утверждение, что впоследствии оттуда вынесли полведра использованных презервативов. А люди, стоявшие у стенок, рассказывают, что омоновцы занимали очередь у двери, матерясь на задерживающих их коллег. Все это происходило в присутствии сотен задержанных, в присутствии сотрудников местного РУВД.

Вскоре после экзекуции по квартирам стали ходить милиционеры и сотрудники городской администрации и спрашивать: "Правозащитники завтра уедут, а вам здесь жить! Ну что, будете писать заявления?"

Тем не менее, правозащитники провели большую работу, и в четверг Московской Хельсинкской группой и общественным движением "За права человека" был представлен доклад, посвященный истории, причинам и результатам массового избиения жителей башкирского Благовещенска. Доклад содержит опровержение всех милицейских версий причин нападения ОМОНа на горожан и жителей окрестных деревень. Так, опровергается - на основании показаний самих милиционеров - факт нападения благовещенцев на сотрудников ППС местного ГРУВД 7 декабря 2004 года. Среди нескольких версий предпочтительными, по мнению правозащитников, являются месть за голосование жителей Благовещенска на выборах за соперника Муртазы Рахимова Веремеенко. К докладу прилагается список пострадавших от действий милиции.