Окружение лидера Объединенного гражданского фронта (ОГФ) Гарри Каспарова рассчитывает превратить фактически прекратившую существование структуру в альтернативу Общественной палате, комментирует "Независимая газета".
С декабря прошлого года ВГК находится в парализованном состоянии. Во время четвертого съезда конгресса вспыхнул острый конфликт между тремя его сопредседателями – главой Московской Хельсинкской группы Людмилой Алексеевой, президентом фонда "Индем" Георгием Сатаровым и лидером ОГФ Гарри Каспаровым.
Комитет действия ВГК рекомендовал не утверждать кандидатуру Каспарова, однако участники съезда одобрили его кандидатуру. В январе 2008 года Алексеева и Сатаров покинули ВГК, обвинив Каспарова в том, что он втягивает правозащитников в политику и подталкивает к радикальной конфронтации с властью. Оставил ряды ВГК также известный экономист, президент института "Общественный договор" Александр Аузан, заявивший ранее в интервью "НГ", что "Каспаров настаивает на партизации конгресса и превращает его во второй эшелон "Другой России". В свою очередь, Каспаров, характеризуя действия недавних коллег, отметил, что они раздувают конфликт в интересах Кремля.
Таким образом фактически с начала 2008 года вся полнота власти в ВГК находится у Каспарова, однако ввиду того, что он единственный сопредседатель, у него связаны руки, полагает газета. В создавшемся положении единоличные решения неминуемо будут трактоваться как "вождистские" и недемократичные.
Кроме того, аморфная структура ВГК оказалась совершенно разрушенной после того, как ее покинули группы, близкие к прежним сопредседателям. Во многом именно этим обстоятельством и диктуется необходимость проведения внеочередного съезда. "Кризис, который произошел в январе, поставил вопрос ребром – будет Гражданский конгресс продолжать свое существование или нет, – отметил в разговоре с корреспондентом "НГ" исполнительный директор ОГФ Денис Билунов. – По состоянию на сегодняшний день, две трети тех, кто ассоциировал себя с деятельностью ВГК, все-таки решили приехать в Петербург". "Конгресс нуждается в новом рывке, в новых лицах", – считает еще одна представительница ОГФ Марина Литвинович.
Особой интриги в том, кто составит компанию оставшемуся в гордом одиночестве Каспарову, нет, отмечает издание. Круг его соратников достаточно ограничен. На прошлом съезде ВГК в шестерку основных кандидатов помимо Алексеевой, Аузана, Каспарова и Сатарова входили председатель движения "За права человека" Лев Пономарев и лидер молодежного движения "Да!" Мария Гайдар.
Пономорев в разговоре с корреспондентом "НГ" подтвердил свое участие в предстоящем конгрессе и готовность работать вместе с Каспаровым. Кандидатура молодежной активистки, не так давно вошедшей в федеральный политсовет СПС, вряд ли вызовет особый интерес у делегатов съезда. Скорее всего организаторам конгресса не удастся подыскать фигуру федерального масштаба и роль третьего сопредседателя будет отдана кому-то из региональных правозащитников.
Более важный вопрос – как будет позиционировать себя ВГК после реорганизации. Учитывая возросшее влияние Каспарова, он может превратиться в нечто вроде правозащитного крыла "Другой России". Как подчеркнул Лев Пономарев, организаторы постараются, чтобы новая структура была деполитизировнанной, но в то же время превратилась в "оппозиционную экспертную площадку", альтернативную Общественной палате, - последняя, по мнению правозащитника, вынуждена во многом быть лояльной власти.