Порядок и госпланирование для россиян становятся все важнее, свидетельствуют социологи, многие видят в этом залог своего финансового благополучия и стабильности. По сравнению с январем 2007 года возросло число тех, кто объясняет повышение уровня жизни именно разумной экономической политикой правительства (31% против 23%). Отметим, что по данным Росстата именно потребительский и инвестиционный бум стали основной движущей силой экономического роста в 2007 году.
Многие сейчас могут позволить себе покупать продукты и вещи, ранее недоступные из-за высоких цен. И только 12% заявили, что они едва сводят концы с концами (в 2004 году - 17%, а в 2002-м - 25%). Власти поддерживают потребительский оптимизм россиян: не случайно главным лозунгом на думских и президентских выборах стала стабильность и преемственность. А сытое и спокойное общество не готово к каким-либо политическим катаклизмам и едва ли примет участие в них.
- Россияне стали больше покупать всего
- Порядок и госпланирование становятся все важнее для россиян
- Позитивная вертикаль: россияне уповают на Кремль
- Массовых протестов не ожидается
- Стабильность как высшая ценность
- В России предложено возродить пионерию
- Общественная вертикаль
Во вторник Аналитический центр Юрия Левады обнародовал данные опроса 1600 россиян, проведенного 18-22 января 2008 года в 46 регионов России, а также результаты исследования "Благополучие страны: экономика и власть", в котором сравниваются отношение россиян к экономическим и политическим изменениям в стране за последние 4 года.
Согласно результатам опроса, большинство россиян в той или иной степени устраивает жизнь, которую они ведут в настоящее время, и за прошедший год, по данным социологов, таких в России стало больше. Опрос проводился 18-22 января среди более двух тысяч взрослых россиян.
Сейчас подавляющее большинство россиян (88%) утверждают, что им "жить трудно, но можно" и у них "все не так плохо". Лишь каждый десятый (12%) говорит, что не может терпеть свое "бедственное положение".
С начала 2007 года по настоящее время доля удовлетворенных жизнью возросла на 8%, а недовольных снизилась на 4%, сообщили во вторник "Интерфаксу" в Аналитическом центре Юрия Левады.
При этом за последний год доля россиян, с оптимизмом оценивающих перспективы своей жизни, возросла с 32% до 36%, показывают исследования социологов, а пессимистов сократилась - с 43% до 36%. Меньше стало и россиян, которых жизненная ситуация заставляет раздражаться (с 27% до 22%).
Оценивая свое материальное положение, большинство (56%) опрошенных россиян, по данным "Левада-Центра", сейчас называют его средним, "хорошим и даже очень" - 16%, а плохим - 26%. В январе прошлого года данные показатели были соответственно: 55%, 11% и 32%.
Массовых протестов не ожидается
Две трети участников опроса (65%) считают маловероятными сейчас массовые выступления населения против падения уровня жизни, не исключает этого пятая часть респондентов (18%). Однако, если подобные акции протеста все же состоятся, большинство опрошенных россиян (68%) не намерены принимать в них участие. Готовы лично выйти на улицу со своими требованиями 19% граждан страны.
Возникшие у граждан в последние годы не только желание, но и возможность заняться материальным обустройством и повышением качества собственной жизни были одним из факторов роста политической апатии в обществе. Однако сегодня уже слишком много признаков того, что ситуация может в ближайшее время измениться, полагает заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский. По его мнению, политический период президентства Дмитрия Медведева станет временем политического самоопределения российского среднего класса.
Это вполне может произойти, когда российский средний класс поймет, что ценность и смысл процедурной политической демократии определяется именно тем, что она есть для общества инструмент и механизм осуществления желаемых политических, экономических и социальных изменений. "Иначе говоря, демократия - это такая штука, которая нужна для перемен, а для стабильности, что и показывает сегодняшняя российская практика, она не столь необходима, - писал Бадовский на страницах "Ведомостей". - Пока общество перемен не хочет и запрос на них явно не формулирует, дебаты проходят в семь часов утра между Владимиром Жириновским и Андреем Богдановым".
Россияне стали больше покупать
По данным Аналитического центра Юрия Левады, материальная сторона жизни россиян за последние четыре годы улучшилась. Доля россиян, которые стали меньше жаловаться на отсутствие денег для покупки продуктов, товаров первой необходимости и длительного пользования, с 2004 года по январь текущего заметна сократилась.
Согласно исследованиям социологов, меньше стало тех, кому денег на продукты хватает, но покупка одежды вызывает для них серьезные затруднения - 31% (в 2004 году - 40%, 2002 – 41%). Доля россиян, способных не отказывать себе в приобретении необходимых продуктов и одежды, за последние четыре года, по данным "Левада-Центра", возросла с 34% до 40%.
Как показывают данные многолетних исследований "Левада-Центра", за тот же период почти вдвое (с 9% до 16%) выросло количество россиян, которые могут без труда позволить себе приобретать вещи длительного пользования, хотя дорогие вещи им еще не по карману. Купить квартиру, загородный дом или что-то другое дорогостояще по- прежнему могут себе позволить лишь 1% россиян, свидетельствуют социологи.
Позитивная вертикаль: россияне уповают на центр
Уже на протяжении трех лет большая часть россиян положительно оценивает построение вертикали власти, при которой решения принимаются в Кремле, а влияние правительства, Государственной думы и партий сведено до минимума. В 2005 и 2006 годах в такой системе принятия решений 38% опрошенных видели пользу, а в 2008 году - уже 42%. Вреда - 32%, 28% и 30% соответственно.
Централизация власти хорошо сказалась и на благополучии России, считают респонденты. По мнению 31% опрошенных, экономическое положение России относительно благополучно по сравнению с девяностыми, в том числе благодаря тому, что правительство России проводит разумную экономическую и финансовую политику.
Правда, на первом месте среди причин стоит тот факт, что в мире установились высокие цены на нефть и газ - так по-прежнему думают 33%. Но еще в начале 2007 года эту причину называли 37% респондентов. Еще около 18% респондентов январского исследования считают, что ни о каком экономическом благополучии России говорить нельзя (в 2007 году таких было 20%).
По мнению замдиректора Левада-центра Алексея Гражданкина, столь значительное увлечение положительной оценки деятельности правительства связано с предвыборными кампаниями в стране. "Сейчас ситуация с общественными настроениями нетипична. Такой она всегда бывает во время кампаний. В этот период деятельность институтов власти оценивается выше, чем в обычное время, так как власть больше обращается к проблемам населения и больше думает о чаяниях народа", - пояснил эксперт "Газете.Ru". По словам социолога, эта тенденция затрагивает абсолютно все стороны деятельности властей. В период предвыборных кампаний всегда дается больше обещаний, отмечает Гражданкин. "Летом, скорее всего, эти показатели вернутся к тем, что были год назад", - полагает собеседник.
В довольно позитивной оценке вертикали власти тоже нет ничего удивительно, считает социолог. "Население в основном поддерживает усиление вертикали власти и верит, что это приведет к упорядоченности. Поскольку последнее время правительство имеет финансовые возможности вести более активную социальную политику - повышение пенсий, рост зарплаты - то своими действиями подтверждает состоятельность такой политики. И не удивительно, что население выступают за консолидацию власти в одних руках", - объяснил он.
Порядок и госпланирование становятся все важнее для россиян
Аналитический центр Юрия Левады провел 20-23 ноября 2007 года масштабное исследование "Государство, порядок и/или свобода". В итоге выяснилось, что если 10 лет назад систему государственного планирования и распределения считали более эффективной 43% респондентов, то теперь такого мнения придерживаются уже 54% граждан.
Социологи считают, что на эти настроения сильно влияют сообщения о создании многочисленных госкорпораций и упреки со стороны президента в адрес тех, кто в 1990-е годы ратовал за становление рыночных отношений. По данным опросов, все меньше россиян сожалеют о распаде Советского Союза.
Управляемая экономика Все эти годы вопрос исследователей звучит одинаково: "Какая экономическая система кажется вам более правильной: та, которая основана на государственном планировании и распределении, или та, в основе которой лежат частная собственность и рыночные отношения?" За госпланирование и распределение в апреле 1997 года ратовали 43% респондентов, в ноябре 2005 года - 51%, сейчас - 54%.
Соответственно уменьшается количество сторонников частной собственности и рыночных отношений. В апреле 1997 года их было 40%, в ноябре 2005 года - 36%, сейчас - 29%. Руководитель отдела социально-политических исследований "Левада-центра" Борис Дубин объяснил настроения опрошенных в первую очередь разочарованием в рыночной экономике 1990-х годов: "Все нововведения десятилетней давности, как правило, не соответствовали глубинным особенностям менталитета наших граждан. Естественно, что при первых трудностях россияне начали с теплотой вспоминать о тех временах, когда ответственность за развитие экономики лежала целиком на плечах государства".
В унисон этим настроениям власть в последние несколько лет начала создавать многочисленные госкорпорации. "Не забывайте и об обещаниях ввести Россию в пятерку наиболее экономически развитых стран", - заявил "Газете.GZT" замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Он отметил, что лояльное отношение россиян к действиям властей продиктовано еще и тем, что усиление позиций государства, как правило, происходит далеко не во всех секторах экономики.
Однако если власть начнет перегибать палку, то эффект будет обратным: "Многие из нас с теплотой вспоминают андроповские времена, но вряд ли кто-то ратует за введение наказания за тунеядство или национализацию предприятий пищевой промышленности". Политолог считает, что следующий президент будет продолжать государственную экспансию в экономике, но реформы окажутся максимально мягкими.
Стабильность как высшая ценность
Выше всего россияне ценят порядок и стабильность, и эта тяга неизменна за последние 9-10 лет. В феврале 1998 года "порядок, даже если для его достижения придется пойти на некоторые нарушения демократических принципов и ограничения личных свобод" предпочел 71% опрошенных, а в ноябре 2007 года - 68%. Демократию, даже если последовательное соблюдение демократических принципов предоставляет определенную свободу разрушительным и криминальным элементам, выбирает явное меньшинство - 14% в 1998 году и 18% сейчас.
Социологи задали такой вопрос: "Необходимо ли, чтобы власть в стране находилась под контролем граждан, или, если власть действует в интересах народа, контролировать ее необязательно?" И получили следующие ответы: 66% за необходимость контроля власти (два года назад - 57, а полностью доверяют власти 27%.
Дубин отмечает, что рост подобных настроений усилился после отмены губернаторских выборов. Макаркин указывает, что россияне по-разному понимают свое право контролировать власть: "Одни под общественным контролем понимают существование в стране различных неправительственных организаций, а другие - системы товарищеских судов и возможность обратиться с жалобой в газету".
Но отрицать нарастание в обществе протестных настроений уже невозможно. С 2005 года с 7 до 13% возросло количество тех, кто говорит о становлении в стране авторитарного режима. Под демократией 44% соотечественников начали понимать свободу слова, печати и вероисповедания (37% в 2000 году) и только 30% - порядок и стабильность.
"По нашим наблюдениям, россияне в последние годы перестали понимать, что такое свобода СМИ и в чем она выражается. Каждый второй опрошенный не считает, что власти каким-либо образом угрожают свободе слова и ущемляют независимость СМИ", - говорит Дубин. Он считает, что это происходит из-за отсутствия в России крупных оппозиционных СМИ. Гражданам не с чем сравнить информацию в новостях на центральных телеканалах, о свободе слова они вынуждены судить по качеству ток-шоу.
В России предложено возродить пионерию
С увеличением роли государства в экономике возрождаются и другие атрибуты советской строя жизни, в частности, воспитательные функции государства. Во вторник, в частности, предложено, возродить пионерскую организацию. "Только в этом случае мы сделаем серьезный шаг в изменении морального климата в школе и обществе", - заявила во вторник на Третьем съезде Всероссийского педагогического собрания его сопредседатель Валентина Иванова.
Иванова и выдвинула идею возрождения пионерии. По ее словам, такая необходимость назрела. На вопрос журналистов, что именно будет представлять из себя новая организация, Иванова ответила: "Пионерия - не пионерия, но, по крайней мере, "юные гагаринцы", что-то будем искать объединяющее", сообщает РИА "Новости".
Глава комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин, в свою очередь, сказал журналистам, что в российских регионах действуют около 1,5 тысяч молодежных и детско-юношеских объединений, среди которых есть и пионерские организации. Однако, по его мнению, главная проблема заключается в том, что пока не существует структуры, объединяющей их в масштабах всей страны. "То, что предлагается создать единую детско-юношескую организацию, - это правильный подход", - уверен Балыхин.
Исчезновение независимых от власти институтов гражданского общества сопровождается созданием параллельных общественных объединений, зачастую подконтрольных различным властным группам или администрации президента.
Так, с выдвижением Дмитрия Медведева в преемники Владимира Путина новую жизнь получила Ассоциация юристов России (АЮР), созданная в 2005 году при участии первого вице-премьера (как и Путин, юриста по образованию). В руководство АЮР тогда вошли все министры "силового блока" власти, председатель Верховного суда. А президент Путин стал почетным членом ассоциации.
Члены Общественной палаты РФ создали правозащитное движение "Человек и закон". "Целью организации является формирование новой идеологии и культуры защиты прав и свобод человека и граждан", - говорится в уставе союза. В организацию вошли члены Общественной палаты, руководители общественных организаций, деятели науки, культуры, образования, юристы и депутаты. В "Человеке и законе" говорят, что организация создавалась не по указанию сверху.