В ходе предварительного слушания суд отказался поместить Алексаняна по ходатайству его защиты в специализированную клинику для проведения лечения. Суд посчитал безосновательными доводы защиты о наличии у Алесаняна СПИДа, а также онкологического заболевания и необходимости перевода его в стационар на лечение. Кроме того, суд тогда отказал в удовлетворении всех ходатайств защиты вице-президента компании, в частности, и в объединении его дела с делом других руководителей компании.
Адвокаты просили вернуть дело Алексаняна в прокуратуру для объединения его с уголовным делом в отношении крупнейшего акционера ЮКОСа Леонида Невзлина и начальника правового управления компании "ЮКОС-Москва" Дмитрия Гололобова. Защитники настаивали на этом, указывая, что именно из дела Невзлина и Гололобова выделялось в отдельное производство дело Алексаняна.
В январе этого года в Верховном суде РФ при рассмотрении жалобы защиты Алексаняна стало известно о том, что он заболел СПИДом, а также о серьезных подозрениях на наличие у него туберкулеза. Его адвокаты указывали на то, что трижды Европейский суд по правам человека направлял Российской Федерации указания о необходимости помещения Алексаняна в специализированную клинику, однако трижды эти решения не исполнялись, сообщает "Интерфакс".
Алексанян, выступая тогда в суде, заявил, что с его делом следствие торопится для того, чтобы создать преюдицию для дела в отношении Михаила Ходорковского или Платона Лебедева.
Между тем экс-глава ЮКОСа Ходорковский в знак протеста на отказ поместить Алексаняна на лечение объявил голодовку, которую намерен продолжить до изменения ситуации. "Я принял единственно возможное в сложившейся ситуации решение. Я объявляю голодовку", - говорится в заявлении экс-главы компании.
В свою очередь глава МФО МЕНАТЕП Лебедев просил передать Алексаняну через прокурора, что он "может и имеет право в данной ситуации давать любые против меня показания, лишь бы для него закончилась эта пытка, лишь бы он сохранил жизнь". В свою очередь, Алексанян, комментируя заявление Лебедева о намерении признать вину во всем в обмен на помещение Алексаняна в клинику, заявил, что "никакой вины здесь нет".
"Я Платона Леонидовича очень уважаю. Большой ему привет и также держаться", - заявил Алексанян в Симоновском суде Москвы журналистам. Он подчеркнул, что инкриминируемые ему, Лебедеву и экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому преступления никогда не совершались. "Активы никогда не были присвоены. Там никакой вины нет", - сказал Алексанян.
Отвечая на вопрос о том, каких показаний от него добивалось следствие, Алексанян сказал: "Мне сказали: все будете говорить, как нам надо. Они решили воспользоваться ситуацией и сделать из меня источник, но я их не боюсь". Исполнительный вице-президент ЮКОСа отметил, что десятки человек, "невинные сотрудники компании, обвиняются и осуждаются".
"Это профанация правосудия. Хотят сделать то же самое, как их (Ходорковского и Лебедева) осудили в первый раз. Это просто очевидная расправа", - сказал Алексанян.
Алексанян ранее являлся начальником правового управления ЮКОСа. Кроме того, он представлял в качестве адвоката интересы Ходорковского и бывшего главы компании "ЮКОС-Москва" Василия Шахновского.
6 апреля 2006 года Симоновский суд согласился с доводами Генпрокуратуры РФ и дал согласие на привлечение Алексаняна к уголовной ответственности. В тот же день он был задержан следователями, и ему было предъявлено обвинение по двум статьям УК. В настоящее время Алексанян обвиняется в присвоении или растрате чужого имущества (ст.160) и легализации, отмывании денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст.174). 14 июля 2006 года Генпрокуратура РФ предъявила ему новое обвинение - в уклонении от уплаты налогов с физического лица (ст. 198 УК РФ).
Генпрокуратура обвиняет Алексаняна в том, что в период 1998-1999 гг. в составе организованной группы лиц он совершил хищение имущества ОАО "Томскнефть ВНК" и акций нефтеперерабатывающих предприятий, принадлежащих ОАО "Восточная нефтяная компания", на общую сумму около 12 млрд рублей. По данным следствия, Алексанян легализовал имущество, полученное преступным путем.